Логотип

 

Как продать Кандинского

 

Антикварное сообщество в России пришло в движение. Появились новые магазины, о них речь пойдет ниже. Старые большие фирмы, как например, Гелос и Прага стали дробиться. И наконец появилась еще одна антикварная ярмарка. С 22 по 25 февраля 2001 г. в отеле Рэдиссон – Славянская впервые состоялось Антиквар Show. Его организаторы – компания “Ви Экспоком”, Российский Союз антикваров и Деловой центр гостиницы. Устроители надеются укоренить в Отечестве нашем давно существующую в Европе традицию продаж старого искусства в престижных отелях. В прошедшем Show приняли участие 18 московских и 2 петербургских магазина, впервые в реальную действительность вышла Интернет –галерея ANTIQ2000.

Представлено было в основном салонное искусство – красивая качественная живопись, хороший фарфор и хрусталь, мелкая пластика. Как обычно на подобных выставках, хорошо раскупалась ювелирка. Живопись коллекционного уровня тоже, естественно, предлагалась - в известном среди собирателей магазине “Традиция и личность”, теперь работающем на новом месте и под новой вывеской – салон “На Патриарших” - и в галерее “У Яра”. Но среди посетителей Рэдиссон, увы, высококлассная живопись не нашла поклонников.

Художественных открытий на Show не произошло, да и задачи ставились другие. Основная цель – сближение продавцов и покупателей антиквариата - была достигнута. В уютной, доброжелательной атмосфере Show шло неспешное постижение старого искусства. Устроители надеются проводить подобные мероприятия в канун рождественских праздников.

Несколько позже - со 2 по 8 марта проходил традиционный – уже юбилейный Х Антикварный салон в ЦДХ. “Экспо-Парк” собрал 72 участника из Москвы и Петербурга, организовал в рамках салона несколько интереснейших некоммерческих проектов. Здесь произошли настоящие открытия для нашего рынка, четко обозначились новые тенденции его развития. Значительно расширился объем и разносторонность товарного предложения. Кроме привычных русских академистов от Айвазовского до Шишкина, и любимых нынче Клевера и Зарубина, появились на этом салоне качественная западная живопись и искусство Японии и Китая, а также прекрасная скульптура. Галерея “Наши художники” и антиквар Наталия Курникова открыли нашему зрителю прекрасную французскую художницу Поль Гобияр(1869 – 1946). Семья Гобияр постоянно принимала у себя таких великих художников, как Ренуар, Дега, Коро, Одилон Редон. Благодаря этим знакомствам и тому руководству, которое на себя взяла ее талантливая тетя Берта Моризо, из Гобияр получилась чудесная художница, мастер живописи и пастели, получившая признание даже у весьма требовательного Дега.

Отголоском нынешнего увлечения Запада ориентальным искусством стало появление нового магазина “Маленькая Япония”. Восток московскому покупателю пришелся по вкусу. Хорошо раскупались вазы и настенные тарелки из перегородчатой эмали, свитки на бумаге. Китайский фарфор – фигуры богов и причудливой формы вазы показывала галерея Леонида Шишкина, известная своей специализацией в советской живописи. Антиквары к этой затее отнеслись скептически. И в отличие от “Маленькой Японии”, здесь спроса на Восток не было.

Редкостное открытие сделал крупнейший отечественный антиквар Евгений Малышев. Его салон “Петербург” представил изумительную фигуру “Святая”, Южная Германия, середина ХУП в. Нашел ее Малышев где-то на чердаке, фигура была покрыта четырьмя слоями краски для пола, что, вероятно, ее и спасло от разрушения. Как предполагает Евгений Евгеньевич, она была привезена в Петербург в середине ХУШ в. немецкими мастерами для одного из многочисленных в ту эпоху ремесленных цехов, работавших в северной столице по приглашению Петра I. Другим открытием Малышева стал поздний Репин “Неверие Фомы”, конец 1910 годов (х. м., 186,5х135).

Московские антиквары показывали произведения, уже известные на рынке. Миллионная, докризисная продажа – “Портрет Нины Кандинской” В. Кандинского вновь предлагается покупателю. Новый салон “Екатерина” хочет получить за него опять 1 млн. долларов. Но предложения пока не поступало. В России сейчас очень трудно продавать высококлассное искусство. Нет должного объема капиталов, нет тех “горячих” додефолтовских денег, которые безоглядно вкладывались тогда в искусство. Живопись нынче идет туго. И как продавать Кандинского и Малевича – одному Богу известно. Вывезти на Запад нельзя, а здесь покупать некому. Ждем- с!

Сегодняшний антикварный рынок вытесняет дилетантов, только профессионал может удержаться и нарабатывать обороты. И только профессионал может поддерживать качественную планку. Х Антикварный порадовал и участников, и посетителей. Произошел качественный рывок и в подборе вещей, и в их экспонировании, и в работе с реальными и потенциальными покупателями. Только приобщение новых слоев общества – нарождающегося российского среднего класса к ценностям старого искусства сможет обеспечить устойчивость и развитие антикварного рынка.

В начало раздела "Живопись и графика">>>