Логотип



Осветительные приборы: лампы

Карсельская лампаКарсельская лампа. Императорский фарфоровый завод. 1850–1860-е. Фарфор, надглазурная роспись, бронза, золочение, литье, чеканка. Высота 55,0 см. «Русская старина», Санкт-Петербург

Слово «лампа» происходит от греческого «lampas», «lampados». Так в древности назывались керамические и бронзовые масляные светильники. Ими пользовались на протяжении тысячелетий, и все это время лампады сохраняли свою классическую форму. В несколько измененном виде они существуют и сегодня.

На Руси лампады появились еще в домонгольский период. В настоящее время они используются в качестве светильников у почитаемых икон в православных храмах. Другой тип — керамические плошки или ночники — был широко распространен в русском быту до середины XIX века.

Существовали также дорогие красивые стилизации под античные лампады, созданные русскими и европейскими бронзовщиками эпохи классицизма. Время постоянства форм и конструкций ламп закончилось во второй половине XVIII века, что связано с изменением отношения европейцев к вещам. Они начали активно усовершенствовать полезные в быту предметы и изобретать новые. Появились типы ламп, достоинства которых определяли не по качеству отделки и красоте форм, а по силе производимого ими света и удобству в пользовании.

Лампа с ручкой в форме лошадиной головыЛампа с ручкой в форме лошадиной головы. Бронза. Восточное Средиземноморье. III–IV. Длина 15,5 см. «Архайос», Москва

К числу первых образцов таких светильников относится кенкетная лампа. Ее устройство — результат работы двух изобретателей: в 1784 году швейцарец Арганд запатентовал конструкцию лампы, в которой масло стекало в горелку из расположенного выше резервуара, а француз Кенкет улучшил это устройство, водрузив на горелку стеклянный цилиндр с шаром. Сила света кенкетной лампы была равна свету от 9–12 свечей, такими светильниками стали пользоваться во всей Европе. В России кенкетные лампы появились в 1790-е годы и довольно быстро получили широкое распространение. Ими освещали помещения в императорских дворцах, домах столичной аристократии и мелкопоместного дворянства. Основной причиной быстрого исчезновения кенкетных ламп стало изобретение более совершенных осветительных приборов. Сами по себе эти лампы не были столь красивы и изящны, чтобы их ценили как произведения искусства. Не изменилось к ним отношение и сегодня, поэтому кенкетная лампа чаще присутствует в музейных собраниях, чем в коллекциях антиквариата.

Керосиновая лампаКеросиновая лампа. Россия. Первая четверть XX. Металл, стекло. «Меандр», Москва

Иная судьба была уготована карсельским лампам. Эти светильники в 1800 году изобрел швейцарский мастер Карсель. В его модели резервуар для масла находился непосредственно под горелкой, а масло нагнеталось к фитилю при помощи поршня и сжатой пружины, постепенно освобождаемой специальным часовым механизмом. Такие светильники давали приятный ровный свет. До изобретения электрических светильников они были самыми совершенными, единственным серьезным недостатком ламп являлась их высокая стоимость. Обычная карсельская лампа представляла собой фарфоровую вазу на массивной бронзовой подставке. В 1840–1870-х годах такие предметы выпускали на петербургских фабриках: фарфор и бронза были местного производства, а сложные часовые механизмы выписывали из Парижа и Женевы. Не закончилась их жизнь и после повсеместного распространения электричества. Уже в конце XIX века карсельские лампы начали переделывать в электрические. Во многих антикварных салонах можно увидеть электрические светильники с красивым расписным фарфоровым туловом, сверху и снизу обрамленным в золоченую бронзу, — несомненный знак того, что в свое время это были карсельские лампы.

Лампа-бульотЛампа-бульот. Россия. Середина XIX. Латунь. «Екатерина», Москва

Если карсельская лампа являлась предметом обстановки богатых домов, то в бедных жилищах пользовались керосиновой лампой. Впервые «керосинка» была продемонстрирована в 1853 году польским аптекарем Лукасевичем. Керосиновые лампы производились большими партиями на фабриках и были рассчитаны на небогатого потребителя, поэтому их оформление отличалось простотой. Керосиновые лампы нетрудно разыскать в любом антикварном салоне.

Существовали и другие типы ламп. Например, в лампах-бульотках и лампах-мираклях использовались свечи. Лампа-бульотка появилась на рубеже XVIII–XIX веков. Ее название происходит от популярной карточной игры «бульот». Главное ее отличие от канделябра заключается в наличии непрозрачного металлического абажура, который свободно двигается по вертикальному стержню. Ниже на стержне закреплен подсвечник, в котором размещается от одной до четырех свечей. Лампу-бульотку ставили в центре карточного стола, ее абажур располагался на такой высоте, что тень от него падала на лица картежников, а их руки и карты были ярко освещены. Эти светильники стали свидетелями многих драм, разыгрывавшихся в русском обществе первой половины XIX века, воплощенных впоследствии в литературе, живописи и жанровых сценках на предметах декоративно-прикладного искусства. Со временем роль лампы-бульотки изменилась, она превратилась в традиционный предмет на столе у рус- ского чиновника. Дорогие лампы выполнялись из литой золоченой бронзы, а их абажуры расписывали орнаментальными композициями по красному или зеленому фону. Бюрократическая традиция оказалась устойчивой, ее наследие — лампа с зеленым абажуром на столах функционеров сталинского времени.

Лампа-миракль на две свечиЛампа-миракль на две свечи. Россия. Первая треть XIX. Золоченая бронза, бисер. Высота 50,5 см. «Три века», Москва

Другой тип свечной настольной лампы — светильник с экраном для защиты глаз от яркого света. Во времена Екатерины II такую лампу называли «омракль», а с начала XIX века — «миракль» (в пе- реводе с французского — «чудо»). Это название передает впечатление, которое производили на зрителей оживающие при колеблющемся пламени свечи картины на полупрозрачном экране миракля, украшенном акварельным рисунком, тонкой прорисовкой по фарфору или перламутровой пластиной. В свое время миракли были очень популярны. Они прожили в гостиных вплоть до конца XIX века. Сохраняется к ним интерес и сегодня, правда, в антикварных салонах они встречаются все реже. Новая страница в истории ламп началась с изобретением электричества. К этому времени лампы твердо вошли в быт в качестве настольного осветительного прибора. Их развитие непосредственно было связано с влиянием вкусов, моды, стилей и изменениями в промышленности. Для второй половины XIX века была характерна утрата чувства меры в украшении предметов. Декоративные элементы накладывались один на другой, художники не ставили перед собой задачу строго следовать одному стилю. Увеличение количества украшений происходило с единовременным снижением требований к качеству проработки деталей, а иногда и с использованием дешевых технологий и материалов. В это время выпускались изделия из шпиатра, а также перегруженные деталями изделия из золоченой бронзы, производимые известными русскими фабриками. Появление стиля модерн можно рассматривать как реакцию на массовое производство малохудожественных вещей.

В эпоху ар деко появляется промышленный дизайн, обслуживающий интересы производства. Художник-дизайнер создает модели для тиражирования, все меньше внимания уделяя проработке деталей. Эти вещи очень эффектны на первый взгляд, но если присмотреться, становятся видны недостатки массового производства.

К последней группе ламп, без которой обзор не будет полным, относятся электрифицированные подсвечники и канделябры, а также вазы и кашпо, переделанные в лампы. Подобные предметы часто встречаются в антикварных салонах. Не обладающие строгим соотношением пропорций и частей, разностильные и эклектичные, часто сделанные на скорую руку, они интересны в той же степени, как самодельные автомобили, лодки и летательные аппараты. Они знаменуют собой эпоху, когда каждый был мастером и вынужден был сам все реставрировать, чинить и строить. Осветительные приборы, переделанные в соответствии с новыми вкусами и требованиями к освещению, продолжили свою жизнь в новом качестве.