12:18 Шедевры живописи | |
Жажда подлинника Антонис ван Дейк. "Портрет Марии де Тассис", 1629 год ГМИИ
имени Пушкина одолжил название для главной выставки всей программы юбилейных
торжеств у Андре Мальро. Интеллектуал, вдохновитель экзистенциалистов, герой
Сопротивления и министр культуры в деголлевском правительстве, Андре Мальро,
наверное, ворочается в гробу: настолько превратно его книгу не умудрился
истолковать ни один студент из тех, что поносили голлистскую культурную политику
с сорбоннских баррикад 1968-го. Впрочем, музею исполнилось 100 лет, и в таком
почтенном возрасте некоторые проблемы с пониманием текста извинительны.
В "Воображаемом музее" Андре Мальро ударение падает на "воображаемое", а точнее — на корень "воображаемого", на "образ". Этот универсальный музей не равен Лувру или Метрополитен, он — конструкция сугубо ментальная. Он вбирает в себя все, что готово вобрать в себя искусство: японскую ксилографию и африканские маски, шумерские терракоты и итальянские примитивы. Он, как Протей, в вечной метаморфозе, он готов падать ниц перед белизной античных мраморов, а потом задыхается от счастья, открыв многоцветье росписей Кносского дворца, он так ценит глянцевую законченность махин, вышедших из мастерской Рубенса, а потом восторгается импрессионистической легкостью эскизов "великого фламандца". В этом музее воображения портрет инфанты перестал быть портретом королевской особы, этрусское зеркало с выгравированной на нем богиней — зеркалом, а "Спас Вседержитель" — иконой, они утратили свои функции, утилитарные или священные, и вместе с ними утратили саму материальность вещи, сделавшись чистыми образами, которые доносит до нас, никогда не бывавших в Мадриде или Стамбуле, фотография. Развивая Мальро, следовало бы наполнить храм искусства, выстроенный на Волхонке архитектором Клейном, многоканальными проекциями, газоразрядными экранами и мультимедийными инсталляциями — это и был бы "воображаемый музей" в точном смысле. ААмедео Модильяни «Обнаженная», около 1916 г Но
ГМИИ имени Пушкина, презирающий современное искусство, никогда не пойдет на
такой радикальный шаг: революционная беньяминовская идея копии, питавшая
"Воображаемый музей" Андре Мальро и легшая в основу Музея изящных искусств Ивана
Цветаева (еще до рождения самого Вальтера Беньямина) — это его родовая травма.
Травма, которую музей слепков, назначенный на роль всесоюзного Лувра, так и не
преодолел, в пору сталинской империи изрядно, но все же недостаточно,
обогатившись за счет Эрмитажа, московских коллекций, провинциальных собраний и
экспроприированных у Германии трофеев. Жажда обладания подлинником, оригиналом,
уником — суть этой помпезной выставки, обращенной не в медийное будущее, а в
прекрасное прошлое, где Наполеон мог запросто вывезти Пинакотеку Ватикана в
Париж, а лорд Эльджин —- фризы Парфенона в Лондон.
А Буквально
в каждом зале основного здания и галереи импрессионистов появятся картины и
скульптуры, ссуженные двадцатью семью знаменитыми музеями и частными
коллекциями. Прадо, Лувр, Орсе, Пинакотека Брера, Галерея Тейт, Художественный
музей Базеля, венский Бельведер, Британский музей, Центр Жоржа Помпиду,
Государственные музеи Берлина, Государственные художественные собрания Дрездена,
галерея Института Курто — все старинные друзья и партнеры ГМИИ имени Пушкина
присоединятся к юбилейному поздравлению. В иноземном вторжении в постоянные
экспозиции участвуют представители всех стран и народов, от луврского "Принца
Гудеа" до бельведерских "Адама и Евы" Густава Климта. Список обещанных шедевров
будит воображение, об отсутствии которого говорит концепция выставки.
Франс Хальс «Портрет Даниэля ванн Эйкена, около 1640 г. | |
|
Всего комментариев: 0 | |