Логотип


Медали эстляндской кампании

В этой статье мы расскажем о медалях, созданных по итогам эстляндской кампании 1704 года, во время которой русская армия взяла Дерпт и Нарву. Они продолжают серию, посвященную событиям Северной войны. Напомним: серия впервые была заказана Ф. Мюллеру и позже была повторена несколькими граверами.

В посвященной событиям Северной войны серии были исполнены медали в память взятия Дерпта и Нарвы. Возможно, это связано с тем, что «генеральным заказчиком» серии был сам Петр, который лично участвовал в штурме этих городов. Царь хотел взять реванш за поражение под Нарвой и реабилитироваться в собственных глазах за тот страх, который он испытал четыре года назад при бегстве от нарвских стен. Петр Великий был великим и в искусстве психологической войны, а медали служили ему своего рода оружием. Даже неудачи должны восприниматься как победы, а победы на месте прошлого поражения были ценны вдвойне.

Медаль в память взятия Дерпта. Серебро. Вес 50,98 г. Диаметр 48 мм

В предыдущем номере мы рассказывали о медалях, связанных с основанием новой столицы России. Между тем Северная война продолжалась. Когда Карлу XII доложили о закладке нового города на берегах Невы, он ответил, что пусть русский царь строит города, а он, шведский король, будет их брать. И действительно, зимой шведы попытались взять Кроншлот, но, видимо, сбившись с пути в метель, сожгли только вмерзшие в лед корабли возле форта. Летом они появились под стенами Петропавловской крепости, и только артиллерийский огонь с бастионов заставил их отступить.

Но основные военные действия 1703–1704 годов Карл XII вел в Польше, разбив союзника России польско­саксонского короля Августа II и заставив польский сейм избрать нового короля-марионетку Станислава Лещинского.

Весной 1704 года Петр решил наступать в Прибалтике и уничтожил шведскую флотилию адмирала Лошера на Чудском озере, которая 3 мая попала в засаду, устроенную в устье реки Амовжи. Было взято 86 пушек и 138 пленных.

В начале июня русские войска приступили к осаде Дерпта — «праотеческого Юрьева», гарнизон которого состоял из пяти тысяч человек при ста действующих орудиях. Через месяц довольно вялых действий к осадной армии внезапно приехал Петр, и с его приездом усилия резко активизировались — через неделю все было готово к решающему штурму. Шестого июля начался обстрел Русских ворот Дерпта — умелым орудийным огнем была буквально снесена башня над ними, одновременно велись траншеи к Пороховой башне, и, когда русские части штурмом взяли ее, шведский комендант решил сдаться.

Шведы просили почетных условий сдачи, на что Петр от имени фельдмаршала Шереметева послал ироничный ответ: «Зело удивляется господин фельдмаршал, что такие запросы чинятся от коменданта, когда солдаты его величества у них в воротах обретаются и которые так озлоблены, что едва уняты». Однако Петр разрешил гарнизону покинуть крепость с семьями и имуществом. Были взяты значительные трофеи: 132 орудия, большое количество боеприпасов и продовольствия.

После взятия Дерпта Петр отправился к Нарве, которую также с начала июня осаждали русские войска. Четыре драгунских полка окружили Нарву, два блокировали Иван­город. Шведские войска насчитывали четыре с половиной тысячи человек при 432 орудиях в Нарве и 128 орудиях в Иван­городе. Командовал гарнизоном опытный генерал Горн, который в звании полковника успешно оборонял крепость в 1700 году. После подхода войск Шереметева от Дерпта русская армия насчитывала в своем составе до 45 тысяч человек и 150 орудий. Через некоторое время среди осажденных распространился слух, что им на помощь от Ревеля идет генерал Шлиппенбах. Меншиков предложил Петру воспользоваться этим, переодеть четыре русских полка в синие мундиры и, устроив притворную схватку с «ряжеными шведами», выманить часть гарнизона им на помощь. Шведы действительно поддались на обман и послали кавалерию за ворота, но, быстро поняв, в чем дело, вернулись назад, потеряв лишь 50 человек убитыми и пленными. Меншиков выдал этот маскарад за крупную победу.

Русские вели правильную осаду, решив штурмовать северные бастионы крепости — Викторию и Гонор, одновременно ведя отвлекающую атаку на Иван­город и имитируя действия против южных бастионов — Триумфа и Фортуны. Напротив бастиона Гонор был построен редут с осадными батареями, установлены мортиры, которые должны были бить навесным огнем через стены. Бомбардировка крепости началась 30 июля и продолжалась до 9 августа; всего было выпущено четыре с половиной тысячи бомб. Шведскому коменданту неоднократно предлагалось сдать город, но он помнил о своей победе четыре года назад и не понимал, что перед ним уже другая армия. Под огнем орудий 2 августа обрушился фас бастиона Гонор, образовался пологий обвал, через который пехота могла ворваться внутрь крепости. Штурм был назначен на 9 августа. Ночью гренадеры сосредоточились на подступах к Гонору и Виктории, где тоже была брешь; перед контр­эскарпом бастиона Виктория русские установили батарею, которая должна была поддержать огнем атакующих. В два часа дня 9 августа 1704 года был дан сигнал к штурму, и уже через 45 минут русские ворвались в крепость. Лишь тогда генерал Горн приказал дать сигнал о сдаче, но победители не слышали его и продолжали убивать всех, кто попадался под руку, не делая различий между солдатами и жителями города. Петр решил лично остановить бессмысленное кровопролитие и прискакал к ратуше, где собралось шведское командование. Дав Горну пощечину и показывая окровавленную шпагу, Петр кричал на него в гневе: «Смотри, это кровь не шведская, а русская. Я своих заколол, чтобы удержать бешенство, до которого ты довел моих солдат своим упрямством». 16 августа, видя подавляющее превосходство русских войск, капитулировал и гарнизон Иван­города.

В память взятия этих городов были отчеканены медали. Серебряная медаль (в состоянии XF) с портретом работы Тимофея Иванова была продана на аукционе «Гелос» в ноябре 2005 года за 3000 долларов при эстимейте 3000–3500 долларов.

На аверсе медали «На взятие Дерпта» изображен портрет Петра (есть разные варианты — это зависит от конкретного штемпеля). На реверсе изображен схематичный топографический план укреплений Дерпта с баллистическими траекториями полета ядер. На переднем плане изображен Петр в античных доспехах, поножах и в лавровом венке, опирающийся на щит с надписью: «PORTIS HOSTILIVIBUS EFFRACTIS» («По сокрушении врат неприятельских»). Перед ним на коленях стоит женщина (вероятно, олицетворяющая Дерпт), протягивающая Петру корону. В верхней части реверса надпись: «ACCIPIT IN MEDIO OVID» («Принимает в стенах». Овидий. Хронограмма 1704). Под обрезом надпись: «TORPATVM IN FIDEM RECEPT 14 IVL. S. V.» («Дерпт принят в подданство 14 июля старого стиля»).

Медаль в память взятия Нарвы. Оловянный сплав. Диаметр 47,5 мм

На реверсе медали «На взятие Нарвы» изображен обстрел Нарвы русскими батареями (они на переднем плане). Также изображены баллистические траектории полета ядер. Слева виднеется Иван­город. Сверху надпись: «CECIDERE AB ORIGINE PRIMA LVCERT» («Отпала от рода своего». Лукреций. Хронограмма 1704). В надписи содержится ошибка: вместо «LVCERT» должно быть «LVCRET» (на золотых медалях оригинала надпись была правильная). Внизу в обрезе надпись: «NARVA VI CAPTA 9 AVG. ST. V.» («Нарва взята штурмом 9 августа старого стиля»). На ранних мюллеровских штемпелях на гурте имеется надпись «DIVIDIMVS MVROS TE MOENAPANDIMVS VRBIS VIRG» («Мы разрушили стены и отворяем укрепления города». Вергилий). Существует и второй вариант реверса — с топографическим планом крепости.

Оловянные оттиски медали с портретом работы Иванова стоят гораздо меньше, обычно в пределах 200–300 долларов, но при отличном состоянии цена их возрастает. Так, медаль в память взятия Нарвы на аукционе Baldwin (январь 2007) при стартовой цене в 150 долларов была продана за 450 долларов.

Характер портрета на аверсе говорит о времени выпуска медали и степени ее редкости. Практически все основные варианты портретных штемпелей (от Алексеева, Мюллера и Калашникова до Юдина и Иванова) уже были показаны в наших статьях, посвященных медалям («Антик.Инфо» №№ 27, 48/49, 51).

Сюжеты реверса и, следовательно, названия медали могут быть одними и теми же, однако необходимо помнить, что медали с одним и тем же названием чеканились с разницей почти в 200 лет. В каталогах и аукционных описаниях все они относятся к эпохе Петра I, но многие из них являются практически новоделами. Это вносит определенную путаницу, особенно в сознание начинающих коллекционеров. Такие коллекционеры, приобретя памятную медаль на взятие города или морскую победу Северной войны с портретом Петра, выполненным С. Юдиным или Т. Ивановым, всерьез считают, что обладают артефактом Петровской эпохи. Мы уже упоминали в предыдущих статьях, что штемпелями, выполненными этими талантливыми граверами во второй половине XVIII века, медали могли чеканиться по заказу и в XIX веке, и даже в начале XX века. Отметим также, что новоделов, которые могли выполняться не только в меди, но и в драгоценных металлах — золоте и серебре, было выпущено не так много и они являются относительно редкими, так как коллекционеров и музеев, которые их заказывали, было мало.

Атрибутировать медаль, выполненную в конце XVIII или в XIX веке одним и тем же штемпелем и в одном и том же металле, может только эксперт. Имеют значение «насмотренность» эксперта, возможность сравнения с имеющейся базой данных, характер износа штемпеля, особенности чеканки. Максимальную достоверность результатов можно получить при проведении спектрального анализа, определяющего состав металла и присадки-лигатуры в нем (состав металла на монетных дворах со временем менялся). Однако проведение спектрального анализа достаточно дорого и не оправдано при экспертизе не очень дорогих медалей, отчеканенных штемпелями конца XVIII века. Другое дело экспертиза медалей, выпущенных при жизни Петра, цена которых может составлять несколько тысяч долларов. В этих случаях оправдано проведение инструментальных методов, которые позволяют определить состав металла, не нарушая целостности предмета и не нанося ему никаких повреждений.

Существует довольно много разновидностей портретов Петра на памятных медалях, посвященных Северной войне. Прежде всего это медали, выполненные в 1713–1714 годах Ф.Г. Мюллером. В них представлены три типа аверсов. Ф.Г. Мюллер изготовил и продал заказчику с русской стороны генерал­фельдцейхмейстеру Я.В. Брюсу стальные штемпели как для лицевой, так и для оборотной стороны (с планами взятых городов, аллегориями). Кроме того, Ф.Г. Мюллер выполнил специальные кольца, при помощи которых на гурт медали наносились надписи, и закаленные кольца, обжимавшие штемпель и препятствовавшие его раскалыванию при давлении. Штемпели лицевой и оборотной сторон сопрягались, между ними помещался кружок металла, и изображение выдавливалось прессом с двух сторон. Потом медаль обжималась гуртильным кольцом для нанесения надписи на гурт, срезались заусеницы, и медаль была готова.

Так как лицевые штемпели Мюллера использовались в несколько раз чаще, чем оборотные, они изнашивались быстрее; через некоторое время возникла необходимость в изготовлении новых портретных штемпелей. Мюллер поставил только рабочие штемпели, а изготавливать медали должен был сам заказчик (русская сторона), поэтому при износе штемпелей пришлось изготавливать их копии в России. Одним штемпелем можно было изготовить несколько сотен медалей, поэтому мюллеровские штемпели использовались всего около десяти лет — при жизни Петра. Хотя Петр лично дал указания о сохранении дорогостоящих штемпелей в надлежащем порядке и использовали для медалей только чистое серебро, уже через несколько лет появились следы износа и коррозии, прежде всего в надписях. От частого употребления появились трещины, и для продления жизни штемпелей в 1721 году было дано указание использовать для отпечатков «белое чистое аглинское олово» как наиболее мягкий металл.

При составлении в начале ХХ века описания штемпелей В.П. Смирновым (часто работу Смирнова расценивают как каталог медалей, но это по сути лишь описание сохранившихся штемпелей, в котором отсутствуют ранние и редкие разновидности) штемпелей Мюллера на монетных дворах уже не было. Имелись единичные штемпели Калашникова и Климова в «ветхом состоянии», которыми нельзя было больше чеканить медали. В пригодном состоянии были штемпели работы Юдина и Иванова, которыми в незначительном количестве и чеканились новоделы в течение более чем столетия. Эти медали выпускались для коллекционеров. Заказывали их и музеи, в том числе и полковые (тех полков, которые участвовали в Северной войне и были образованы в Петровскую эпоху).

Часто начинающие коллекционеры спрашивают, какой литературой пользоваться. Не утратили своего значения труды Ю.Б. Иверсена с комментариями А.А. Стаховича и работа В.П. Смирнова «Описание русских медалей». Из современных изданий мы бы рекомендовали каталог М.Е. Дьякова «Медали Российской Империи» в шести книгах — очень подробное и фундаментальное издание. Конечно, в нем есть некоторые недочеты и опечатки, но их удивительно мало для такого труда. В этом каталоге указана и степень редкости медали, что дает косвенное представление о цене. Мы не рекомендуем пользоваться каталогом «Аверс № 5» и подобными ему изданиями: схематические рисунки зачастую не позволяют идентифицировать элементарную подделку; цены, как правило, занижены. Неплохая по содержанию книга Н.И. Чепурнова «Наградные медали Государства Российского», к сожалению, тоже содержит лишь рисунки медалей (иногда достаточно фантастические) и не имеет системы их оценки. В 2006 году вышла книга Е.С. Щукиной «Серия медалей Ф.Г. Мюллера на события Северной войны в собрании Эрмитажа» — хорошее издание с фотографиями очень редких медалей. Этому же автору принадлежит книга «Два века русской медали», которую мы советуем прочесть, чтобы иметь представление о предмете. Каталоги Tiregal и Reichel, на которые часто ссылаются западные аукционы, содержат множество ошибок и имеют лишь историческое значение.

И в заключение несколько советов начинающим коллекционерам. Приобретайте медали только в коллекционном состоянии — не ниже хорошего (VF), а лучше — очень хорошего (XF) и отличного (UNC). Изучайте аукционные каталоги — они дадут вам представление о текущей ситуации на рынке. Мы не рекомендуем приобретать медали у незнакомых продавцов на всевозможных «толкучках» и рынках, в том числе электронных, типа Интернет-аукциона E-bay — вероятность получить подделку при этом приближается к 90%.

Стоит приобрести редкую медаль у продавца, пользующегося доверием коллекционеров и дающего гарантии подлинности, даже если цена покажется вам несколько выше ожидаемой. Во­первых, редкие медали появляются на рынке с периодичностью около пяти лет, с учетом динамики роста цен ее стоимость вскоре удвоится. Во­вторых, не упускайте редкую возможность, а часто встречающиеся медали придут в коллекцию сами собой. 

В начало раздела "Ордена,медали">>>