Логотип


Медали венценосного гравера

Продолжая разговор о русском медальерном искусстве, в этом номере журнала мы расскажем о единственной женщине-медальере в истории царской России. Прекрасным мастером была венценосная особа, урожденная София-Доротея Вюртембергская — впоследствии императрица Мария Федоровна, супруга Павла Петровича.

В девичестве Марию Федоровну звали София-Доротея-Августа-Луиза, она родилась в Штеттине 14 октября 1759 года. Ее отец — Фридрих-Евгений, третий сын герцога Вюртембергского Карла-Александра, был генералом прусской службы. Мать Софии-Доротеи, Фредерика-София, дочь маркграфа Бранденбургского, приходилась племянницей королю Фридриху Великому по материнской линии. Мать была поклонницей Ж.-Ж. Руссо, сама вела хозяйство, внушала детям любовь к природе и труду, привила интерес к изобразительному искусству — с детства София-Доротея неплохо рисовала.

Медаль на второе бракосочетание великого князя Павла Петровича 26 сентября 1776 г. Граверы И. Егер (аверс), И. Вехтер (реверс). Диаметр 65 мм

По поручению Екатерины II датский дипломат (и секретный агент императрицы) Ассебург присматривался к немецким принцессам, подыскивая невесту для цесаревича Павла. Кроме поручения Екатерины, Ассебург следовал и желанию короля Фридриха сосватать цесаревичу одну из Гессен-Дармштадтских принцесс, и в 1773 году супругой Павла (под именем Натальи Алексеевны) стала принцесса Вильгельмина. Однако этот брак не был долгим: великая княгиня умерла при родах.

После этого шестнадцатилетняя немецкая принцесса София-Доротея Вюртембергская попала в поле зрения Екатерины II как возможная су-пруга для сына. Она отличалась добротой и кротким нравом, что особенно устраивало Екатерину. Кроткий нрав и домовитость принцессы устраивали и Павла, которому мать показала переписку Натальи Алексеевны с «другом сердца» графом Разумовским, нанеся тем самым Павлу серьезную душевную травму. Все были согласны на брак, и семья герцогов Вюртембергских отправилась в Россию, получив на дорогу большие для немецкого князя деньги: 40 000 талеров от Екатерины и еще 10 000 от короля Фридриха.

Традиция искать сиятельных невест и женихов в Германии пошла от Петра Великого, который еще в юности видел, как многочисленные родственники русских цариц — Милославские и Нарышкины — в борьбе за власть едва не довели страну до очередной смуты. Немецкие принцессы были удобны двору по многим причинам. Во-первых, лютеране были более предпочтительны для перехода в православие, чем католики, с которыми у русской церкви были давние счеты. Во-вторых, скромные немецкие бесприданницы не претендовали на какие-либо политические уступки, невыгодные для России.

Встреча Павла с будущей женой произошла в июле 1776 года в Берлине на ужине у прусской королевы. С первого взгляда молодые люди не очень понравились друг другу, но после нескольких встреч и прогулок Павел понял, что душа принцессы намного лучше ее внешности. Великий князь произвел выгодное впечатление на принцессу своим умом и серьезностью, а негативные черты характера Павла — резкость и раздражительность — тогда еще не проявлялись.

София-Доротея с семьей прибыла в Петербург 2 сентября 1776 года, 14 сентября невеста перешла в православие и была наречена Марией Федоровной. На следующий день было обручение, а 26 сентября состоялась свадьба.

По этому поводу была выбита памятная медаль. На аверсе — совмещенные профильные портреты; обращает на себя внимание высокая прическа Марии Федоровны. На реверсе Гименей соединяет цепью два пылающих сердца, внизу расположены факел и щит с российским гербом, за оградой храма — плодоносящее дерево. Сверху круговая надпись: «Новая надежда России».

Во втором браке Павел обрел любящую и преданную жену, они вместе обустроили небольшой дворец на Каменном Острове, лето провели в Павловске. Здесь проявились домовитость и художественный вкус Марии Федоровны, любовь к природе и изящным искусствам. Молодые тяготились придворным обществом, в одном из писем великая княгиня писала матери в Монбельяр: «…надо быть настороже с императрицей, приходится терпеть унизительное общество Потемкина и его клики». Через четырнадцать месяцев после свадьбы родился первенец — Александр. Всего с 1777 по 1798 год Мария Федоровна родила Павлу шесть дочерей и четырех сыновей. Александр и Николай стали русскими императорами, Константин и Михаил тоже оставили заметный след в русской истории.

В 1781 году Павел и Мария Федоровна совершили поездку в Европу под именами графа и графини Северных. Этот вояж заслуживает отдельного рассказа, мы же отметим два интересных момента. Во время путешествия в Вене произошел случай, после которого Павла стали называть «русским Гамлетом». Граф и графиня Северные должны были посетить театр, в котором давали трагедию Шекспира «Гамлет». Исполнитель главной роли отказался играть: «Вы с ума сошли — в зале будет два Гамлета: один в императорской ложе, а другой на сцене». Спектакль отменили…

Медаль «Избавитель народов». Гравер императрица Мария Федоровна. 1814.Серебро. Диаметр 66 мм

По возвращении в Петербург Мария Федоровна испытала на себе крутой нрав русской императрицы. Екатерине показались непомерными расходы, совершенные великокняжеской четой во время путешествия. Двести коробок с тканями, кружевами и прочим галантерейным товаром, которые привезла невестка, было велено вернуть обратно парижским галантерейщикам. Кроме того, Екатерина издала указ, запрещавший оборки более двух дюймов и высокие прически с перьями для придворных дам.

На долгие годы великокняжеская чета поселилась в Гатчине, в это время Павел увлекся фрейлиной своей жены — Екатериной Нелидовой («смолянкой», которую на ныне широко известном портрете по распоряжению Марии Федоровны изобразил Левицкий).

Мария Федоровна отнеслась к увлечению мужа без энтузиазма, но позже она примирилась с присутствием Нелидовой и даже находила полезным ее влияние, снимавшее приступы гнева Павла. Возможно, это было связано и с тем, что скорее всего отношения Павла с Нелидовой были платоническими: Павел любил играть роль рыцаря, и Нелидова, как позже и другая фаворитка, Лопухина, были для него просто собеседницами.

К этому времени относятся первые шаги Марии Федоровны в медальерном искусстве. Она и раньше хорошо рисовала, а теперь стала брать уроки, в том числе и у известного гравера Карла Леберехта. Навыки работы по стеклу Мария Федоровна получила у придворного мастера стекла Г. Кенига. Надо отметить, что кроме искусства художника труд гравера требует твердости руки и крепких нервов: кропотливая работа над медалью или камеей отвлекала гатчинскую затворницу от грустных мыслей.

В Эрмитаже хранятся камеи — портреты членов семьи, выполненные Марией Федоровной. Попадают они и на антикварные аукционы. Так, аукционным домом «Гелос» в мае 2006 года была продана камея-портрет Екатерины II работы Марии Федоровны, выполненная в апреле 1789 года в двуслойном стекле (молочном и «сердоликовом»). Она повторяет яшмовую камею, вырезанную Марией Федоровной в том же году. Этот тип портрета позже послужил моделью для медали на смерть Екатерины II, отчеканенной в 1796 году.

В 1793 году к 64-й годовщине Екатерины II Мария Федоровна исполнила небольшую (диаметр 39 мм) медаль, на аверсе которой под короной помещен вензель Екатерины II в обрамлении лавровой и пальмовой ветвей. На реверсе находится изображение восходящего из-за холма солнца, внизу — свернувшаяся кольцом и пожирающая свой хвост змея — уробурос (символ вечности, универсума и знания), вверху — овен (олицетворение победы света над мраком), римское число «XXI» и надпись: «Яко имя тако жизнь». Медаль была отчеканена в серебре, встречается крайне редко.

Некоторые видят в рисунке этой медали двусмысленность и ассоциируют свернувшуюся кольцом змею со злом. На самом деле змея — древний символ мудрости и вечности. Не совсем ясным остается значение числа «XXI», ведь при записи римскими цифрами число 64 выглядит как LXIV.

Только после смерти матери Павел унаследовал престол. Предстояла коронация императора в Москве, и Мария Федоровна начала работу над медалью, посвященной этому событию. Медали различного достоинства предназначались для пожалований дворянству, приглашенному на торжества, в зависимости от положения в «Табели о рангах». Мария Федоровна исполнила самый большой (диаметр 65 мм) штемпель; кроме него Леберехтом, Мейснером и Алексеевым были выполнены штемпели меньшего диаметра: 55, 44 и 39 мм. Медали чеканились в золоте и серебре. По штемпелям Марии Федоровны к коронации было отчеканено «на штемпель трудов Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны» 103 больших золотых медали, которые вручались членам императорской фамилии и высшим сановникам. Кроме этого соответственно размеру штемпелей 55, 44 и 39 мм было выпущено в золоте 100 медалей 1-й категории, 150 медалей 2-й категории, 900 медалей 3-й категории и три вида серебряных медалей в количестве 1000, 2000 и 3000 штук. По штемпелям Марии Федоровны в дальнейшем чеканились медали в серебре и бронзе, но к коронации они были выпущены только в золоте. Золотые медали работы Марии Федоровны с подписью под бюстом Павла «МАРIЯ Р 1797 г.» встречаются крайне редко и в последние годы нами на аукционах не замечены. Более поздний бронзовый оттиск с этого штемпеля экспонировался на выставке «Павел I. Мир семьи» в зале Федеральных архивов в 2005 году. На аукционах появляются малые коронационные медали Павла в серебре и, иногда, в золоте работы К. Леберехта и К. Мейснера. Медаль работы последнего с подписью «С.M.F.» («К.Мейснер исполнил») была продана в 2006 году за 26 000 долларов, годом раньше – за 14 000 долларов, что отражает рост интереса к этой категории фалеристики.

На аверсе медали изображен Павел I в профиль, в парике и военном мундире, с орденской лентой через плечо. Портрет, исполненный Марией Федоровной, был весьма удачным, ученица превзошла своего учителя — Карла Леберехта, будущего статского советника и кавалера российских орденов. Если бы чеканился павловский портретный рубль, то этот образ был бы самым подходящим: при явном портретном сходстве он полон величия и государственной мудрости — так можно изобразить только любимого человека.

Став императрицей, Мария Федоровна занялась благотворительностью и женскими учебными заведениями, 12 ноября 1796 года она была поставлена «начальствовать над Воспитательным Обществом благородных девиц». Кроме Смольного института, основанного Екатериной, был учрежден Екатерининский институт, выпускницам заведений выдавались шифры с буквой «М» в честь императрицы, которая всегда присутствовала при выпуске.

После переворота и гибели Павла на трон взошел его сын Александр. Мария Федоровна знала об участии сына в перевороте, но внешне их отношения оставались безупречными. Благодаря ее покровительству и содействию в царствование Александра I было открыто несколько женских учебных заведений в Петербурге, Москве, Харькове, Симбирске и других городах.

В связи с победой над Наполеоном Мария Федоровна вновь вспомнила навыки гравера — ее резцу принадлежит медаль «Избавитель народов». Медаль выполнена превосходно, с отличной проработкой деталей и художественным вкусом, не перегружена деталями. На аверсе — погрудный, обращенный вправо профиль императора Александра I в лавровом венке и круговая надпись: «Б. М. Александръ I императоръ и самодержецъ всеросс.». На оборотной стороне сверху по кругу надпись: «Избавитель народовъ», в центре изображен пьедестал, у основания которого три переплетенных вместе венка (дубовый и два лавровых), на подушке — государственные регалии: корона, скипетр и держава, вверху лучезарное Всевидящее Око. На пьедестале надпись: «Александру I благословенному», на нижней ступеньке: «19 марта 1814 г.».

Императрица Мария Федоровна умерла 12 ноября 1828 года. В память о ней в том же году был учрежден женский Мариинский знак отличия для дам, служивших в благотворительных учреждениях Ведомства императрицы Марии. За пятьдесят и двадцать пять лет беспорочной службы выдавался для ношения на владимирской ленте голубой крест, по форме схожий с мальтийским, украшенный на концах золотыми вензелями «М» под короной. В центре, в венке, помещались римские числа — «L» или «XXV». За пятнадцать лет беспорочной службы выдавался небольшой голубой медальон с числом «XV». А память о художественных способностях русской императрицы хранят созданные ею медали и камеи.

В начало раздела "Ордена,медали">>>