Логотип


Система наград русской православной церкви

Священноначалием Русской Православной Церкви в течение последних десятилетий создана система орденов и медалей, отмечающих подвиг и вклад наших современников — священно- и церковнослужителей и мирян — в дело возрождения русской православной духовности, на благо вере и Отечеству. На сегодняшний день эта система включает восемь орденов различных степеней и три медали. Кроме того, особые знаки отличия могут быть учреждаемы Священными Синодами Белорусской и Украинской Автономных Церквей. Так, священнослужители и миряне братской Беларуси награждаются орденом "Креста преподобной Евфросинии Полоцкой".

Ордена и медали Русской Церкви могут вручаться любому из ее членов независимо от сана, происхождения, имущественного или сословного ценза. Митрополит и сельский батюшка, ученый богослов и скромный сотрудник просветительных и медицинских учреждений, иерей и мирянин — награда каждого определяется его трудом и верой, а не чином и общественным положением. Как сказано в известной пасхальной беседе Святителя Иоанна Златоуста, тот, кто пришел на ниву церковного подвига не с утра, но с полудня, и даже не с полудня, но лишь к вечеру, и даже, как многие из нас, "к одиннадцатому часу", т.е. на склоне лет, равно ублажается и равной удостаивается награды. Никому и никогда не поздно присоединиться к великому общему деланию Святой Церкви.

В древности Русская Церковь не знала какой-либо системы внешних отличий и наград. Накал духовной жизни в епархиях и приходах был тогда совсем другой, несопоставимый с нашей современной эпохой. Позже, в период Императорской России, с ее внешним блеском, "табелью о рангах" и разработанной иерархией регалий, представителей духовенства награждали в соответствии с общим порядком. Разумеется, в Церкви существовала и существует своя, особая наградная система, исходящая из особенностей священного сана, богослужебных одеяний и принадлежностей священнослужителей. Само назначение более высокого сана является наградой, обусловленной достоинством служения награждаемого. Иерей может стать протоиереем, иеромонах — игуменом и архимандритом, епископ — архиепископом и затем митрополитом. Диакон может быть награжден правом ношения двойного ораря, иерей (и иеромонах) — набедренником, наперсным крестом, протоиерей — палицей, крестом с украшением, митрой, правом служить при отверстых Царских Вратах до Херувимской и до Отче наш, архимандрит — правом употребления посоха при богослужении , архиепископ — именной или памятной панагией...

Но, помимо этих церковно-богослужебных отличий, священноначалие Русской Церкви разработало в последние четыре десятилетия и самобытную орденскую церковную наградную систему. Первым по времени учреждения стал орден святого равноапостольного князя Владимира (трех степеней), появившийся в нашей Церкви в период первосвятительства Святейшего Патриарха Алексия I, в конце 1950-х гг., и долгое время остававшийся единственной церковной наградой. При Святейшем Патриархе Пимене был учрежден орден преподобного Сергия Радонежского в 1978 г. Десять лет спустя, в 1988 г., в ознаменование 1000-летнего юбилея Крещения Руси, было учреждено сразу три ордена: орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, ставшего высшей наградой Русской Православной Церкви, которой награждаются Главы Церквей, орден святого благоверного князя Даниила Московского, одинаково часто вручавшегося как церковным, так и светским деятелям, потрудившимся на ниве духовного возрождения России, и орден святой равноапостольной княгини Ольги — специально для церковных тружениц, подвижниц Церкви и духовного просвещения.

Ввиду необходимости поощрения вклада и подвига людей, отдающих свои силы борьбе с многоразличными духовными и социальными недугами нашего общества, благотворительности и попечению о слабых и нуждающихся в помощи, были учреждены орден святого мученика Трифона (в 1995 г.) и — совместно с Российским детским фондом — орден святого благоверного царевича Димитрия (в 1997 г.).

Возрождение миссионерского служения, целью которого является ныне уже не просвещение внешних, языческих народов, но возвращение ко Христу и воцерковление основной массы нашего народа, подвигло нас учредить также и специальный миссионерский орден — святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского (1999 г.). Кроме указанных орденов мы награждаем священно- и церковнослужителей и мирян также и церковными медалями: преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Даниила Московского и святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

...Не орден красит человека. И никто из нас не придет с орденами и медалями на Страшное Судище Христово. Но священнослужители с достоинством носят назначенные им священноначалием награды как свидетельство достойного прохождения церковного служения, уважения со стороны паствы и церковного народа.

Орден святого апостола Андрея Первозванного

В память 1000-летия Крещения Руси Священный Синод Русской Православной Церкви учредил 27—28 декабря 1988 г. три новых ордена: святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, святого благоверного князя Даниила Московского трех степеней и святой равноапостольной княгини Ольги, также трех степеней. Святой апостол Андрей (память 30 ноября/13 декабря) называется "первозванным" потому, что стал первым из апостолов Спасителя. Сразу после крещения Христа на Иордане, когда Иоанн Креститель указал на Него как на Мессию, Спасителя мира, Андрей, обо всем забыв и все оставив, пошел вслед за Учителем. Для Русской Церкви память апостола важна еще и тем, что согласно летописи апостол Андрей Первозванный первым принес провозвестие христианской веры в пределы нашего Отечества, посетил Киев и Новгород, благословил христианское будущее Русской Земли.

Прежде, в Российской Империи, существовал орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром Великим в 1698 г. и почитавшийся главным среди российских орденов. Равным образом, ныне орден святого апостола Андрея является высшей наградой Русской Православной Церкви. Алмазная звезда ордена носится на правой стороне в верхней части груди, а знак ордена на ленте надевается через левое плечо и располагается под звездою ордена; все другие ордена носятся ниже. В центре ордена — образ святого апостола с характерным косым ("андреевским") крестом, на котором был распят апостол. Подлинные сохранившиеся частицы креста, как и мощи святого, находятся в кафедральном Андреевском соборе в греческом городе Патры. Орден является Патриаршей наградой, им награждаются лица только по решению и инициативе Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира

Орден святого Владимира трех степеней является старейшим по времени учреждения в Русской с Православной Церкви. Он был учрежден в 1957 г. в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Первоначально он скромно именовался "нагрудный знак в честь святого равноапостольного великого князя Владимира" и предназначался для награждения преимущественно представителей зарубежных Православных Церквей и инославных исповеданий.

...Историки назвали его Великим, Церковь — святым равноапостольным, поэтическая память народа — Владимиром Красным Солнышком. Великий князь Владимир Святославич (960—1015; память 15/28 июля) сумел из конгломерата разрозненных племен и княжений создать единую могучую Святую Русь. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 г. Князь не стал навязывать народу новую религию: он отправил послов в разные страны "испытать веры", И когда посланные вернулись, выслушал их в собрании старцев и народа и, с соборного согласия, выбрал православную веру — по критерию истинной красоты и благодати. "Ибо, — сказали послы, — когда стояли мы за службой в Константинопольском соборе святой Софии, не знали, где находимся — на небе или на земле". Крещение Руси на тысячу лет вперед предопределило нравственный облик и исторический путь нашего народа.

Первые награждения орденом (тогда еще называвшегося «знаком») состоялись весной 1958 г. Среди лиц, удостоенных ордена I степени в 1959 году, были митрополит Гор Ливанских Илия Карам и император Эфиопии Хайле Селассие I.

Первым русским человеком, удостоенным высокой награды, стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Орден святого Владимира \ степени был вручен ему 18 июля 1961 г., в день празднования памяти преподобного Сергия Радонежского, на Архиерейском соборе, состоявшемся в Троице-Сергиевой Лавре. Орденом могли награждаться также храмы, монастыри и целые епархии. В 1964 г. Владимира I степени получила Московская Духовная Академия, в 1977 г. — Ленинградская Духовная Академия.

Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги

Орден был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 27—28 декабря 1988 г., одновременно с орденами апостола Андрея Первозванного и князя Даниила Московского. Орден предназначен исключительно для награждения женщин. Великая княгиня Киевская Ольга, в крещении Елена ( +969 г.; память 11/24 июля), стала первой русской правительницей-христианкой. Позднейшие предания называют родиной ее Псков, а начало ее самостоятельного правления в летописях связано с рассказом о грозном возмездии древлянам, убийцам Игоря.

Ольга Русская вошла в историю как великая созидательница державной жизни и культуры древней Руси. Летописи полны свидетельств о ее неустанных "хождениях" по русской земле с целью благоустроения и упорядочения гражданского и хозяйственного быта. Много трудов приложила княгиня для усиления оборонной мощи страны. Не менее насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси. В 946 г. Ольга отправляется с большим флотом в Царьград. Это было мирное хождение, сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии — развития дружеского русско-византийского диалога. Сердце княгини открылось православию, она принимает решение стать христианкой.

Таинство крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником от купели был сам император Константин Багрянородный. По возвращении в Киев Ольгой была построена первая, еще деревянная, церковь Софии Премудрости Божией. Бог прославил княгиню-подвижницу чудесами и нетлением мощей. Воспитанный ею внук, великий князь Владимир Красное Солнышко, через 20 лет после смерти княгини сделает христианство государственной религией Руси.

...В России до 1917 г. уже существовала награда этого имени. По инициативе созданного известным публицистом М.О. Меньшиковым "Общества святой Ольги" в 1914 г. был высочайше утвержден "знак отличия святой Ольги". Он призван был отмечать "заслуги женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно подвиги и труды их на пользу ближнего". Знак отличия святой Ольги был вручен лишь один раз. В 1916 г. второй степени знака отличия была удостоена Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях первой мировой войны троих сыновей-офицеров.

Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Орден Святителя Иннокентия был учрежден в Русской Церкви в связи с празднованием 200-летия со дня рождения угодника Божия. Святитель Иннокентий (Вениаминов; 1797—1879; память 31 марта/13 апреля и 23 сентября /6 октября) занимает особое место в истории русской святости. Он прошел путь от сельского приходского священника в Иркутской епархии до кафедры Московских Святителей. Апостол Сибири и Америки, он поистине пронес благовестие Божие "даже до края земли", проповедовал якутам, чукчам, эскимосам и алеутам, составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Уже будучи митрополитом Московским, основал Православное Миссионерское общество.

В феврале 1999 г., когда праздновалось 70-летие Святейшего Патриарха Алексия II, ему по решению Священного Синода был вручен вновь учрежденный орден Святителя Иннокентия I степени — за первосвятителъские труды на благо Русской Церкви. "Принимая эту награду, — сказал в ответ Патриарх, — от лица всей Русской Православной Церкви, совершающей в эти годы свое миссионерское, просветительское служение, укрепляющей в сердцах и душах людей веру Христову, будем сохранять единство, и никто, и ничто не разлучит нас, как говорил апостол Павел, от любви Божией".

Святейший Патриарх Алексий II вошел в историю Церкви как первый из ее Первосвятителей, неустанно предпринимающий близкие и дальние путешествия по епархиям, храмам и обителям в отечестве и за рубежом, куда нередко, как говорится, "не ступала нога православного архиерея". И всюду епископы, священнослужители и простые верующие люди чувствуют архипастырскую заботу, духовную щедрость и любовь Предстоятеля, от внимания которого не ускользают их трудности и печали.

Не случайно в последние годы Русская Церковь оказывает особое внимание возрождению православного миссионерства, в котором нуждаются ныне, увы, не только не просвещенные еще светом евангельской истины язычники, но и большинство народа, забывшего за десятилетия атеистической власти свои православные корни. "Новым крещением Руси" называют по праву период патриаршества Святейшего Алексия П.

Орден преподобного Сергия Радонежского

Орден Преподобного Сергия Радонежского трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 1978 г. Орденами I и IIстепени награждаются предстоятели Поместных Православных Церквей, главы инославных Церквей и религиозных объединений, видные церковные и государственные деятели — за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.

Преподобный Сергий (1322—1392; память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября) вошел в историю России и Русской Церкви как великий "воспитатель русского народного духа" (В.О. Ключевский), реформатор русского православного монашества, основатель десятков монастырей. Его называли по праву "игуменом Земли Русской". Но значение аввы Сергия далеко выходило за рамки собственно церковной деятельности. Духовный вождь Руси, именно он благословил святого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, а затем скрепил его духовное завещание, по которому великое княжение переходило к сыну Димитрия великому князюВасилию.

Так, впервые великое княжение стало наследственным, династическим, что способствовало укреплению и консолидации русской державной государственности. Первый орден Преподобного Сергия I степени был вручен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену — за выдающийся вклад за развитие взаимоотношений между православными Сестрами-Церквами, экуменические и миротворческие заслуги. Вторым награжденным стал митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ныне Святейший Патриарх. Третий орден получил Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В день 600-летней годовщины Куликовской битвы, в праздник Рождества Богородицы 8/21 сентября 1980 г. орден Преподобного Сергия I степени был присвоен основанной великим русским подвижником Троице-Сергиевой Лавре.

Орден святого благоверного князя Даниила Московского

Орден святого Даниила трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской", Православной Церкви 27—28 декабря 1988 г. в память 1000-летия Крещения Руси. Им награждаются как духовные, так и светские лица.

Святой благоверный князь Даниил (1261—1303; память 4/17 марта) был младшим сыном святого Александра Невского. Но в истории действует незримо евангельский закон, который можно было бы назвать "благословение младшего сына". После смерти отца Даниилу досталась по разделу малая, никому еще не известная Москва. Он основал первую московскую обитель — Свято-Даниловский монастырь, где ныне почиют его мощи.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Бог вознаградил его будущим процветанием княжеской династии московских Даниловичей, от которых "произошли великие князья и цари Московские. "Сей-то первоначальный основатель, — скажем словами митрополита Московского Платона, — положил начало нынешнему величию Москвы".

Предстоятель Русской Церкви вручает орден святого Даниила, как правило, сам, придавая награждению особо торжественный характер. Орденом награждаются и светские лица, много сделавшие для возрождения духовной жизни России, для укрепления ее могущества и благосостояния. Орденов I степени были в разное время удостоены мэр Москвы Ю.М. Лужков, министр обороны РФ И.Д. Сергеев, писатель А.И. Солженицын. Орден святого Даниила следует носить на правой стороне груди, степени ордена размещаются в линию.

Орден святого мученика Трифона

Орден святого мученика Трифона трех степеней учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 февраля 1995 г. Орденом награждаются священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, писатели и журналисты, медицинские работники и работники просвещения за активную деятельность по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, другими разрушительными явлениями в духовной жизни общества.

Святой мученик Трифон (память 1/14 февраля) с юности имел от Бога благодать изгонять бесов и исцелять больных. Мы редко теперь связываем в своем сознании одно с другим, но в православном понимании грех — не только и не столько преступление, но ущерб, болезнь. "Бог смерти не создал", — сказано в Писании; болезнь и смерть вошли в мир с первородным грехом, нарушением заповедей Божиих. Соответственно и лечить нужно одновременно — тело и душу, хворь — и ее первоисточник, грех. Исцелить — значит, вернуть человеку целомудрие и цельность. Без молитвы, без благодати

Божией невозможно врачевание ни телесных, ни духовных, ни социальных, цивилизационных недугов, к числу которых и относятся алкоголизм, наркомания, умопомрачения под влиянием экономических стрессов, информационных психозов, тоталитарных сект. Именно таким благодатным целителем был святой Трифон, претерпевший мученическую смерть в эпоху антихристианских гонений при римском императоре Деции (250 г.).

Орден имеет три степени. Первая — серебряный крест с позолотой, вторая — серебряный крест, третья — серебристый крест из ювелирного сплава. В наше время, когда без совместных усилий Церкви и общества, государства и благотворительных фондов, бизнесменов и средств массовой информации невозможна эффективная борьба с социальными болезнями и нестроениями, образ святого мученика Трифона, безвозмездного целителя, просившего излеченных им об одном — о хранении веры Христовой, укрепляет и поддерживает нас.

Орден благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского

В наградной системе Русской Православной Церкви особое место занимает орден святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца. Он учрежден по инициативе председателя Российского детского фонда писателя Альберта Лиханова 29 сентября 1997 г. совместно РДФ и Московским Патриархатом. Согласно статуту ордена им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Каждое представление носит индивидуальный характер, список кандидатов представляется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, который и принимает решение о награждении.

Святой благоверный царевич Димитрий, злодейски убитый в Угличе 15 мая 1591 г. (память 15/ 28 мая, 3/16 июня), был младшим сыном царя Иоанна Грозного. Сосланный с матерью в результате дворцовых интриг в Углич, отрок-царевич мирно жил в этом старинном русском городе, пока и здесь его не настигла рука посланных из Москвы убийц. Предание обвиняет в преступлении Бориса Годунова: именно ему, не имевшему прав на престол, мог мешать последний сын ИоаннаIY. В кровавом мареве политических греховных страстей, голода и разрухи народная любовь в Смутное время вызвала к жизни целую вереницу призраков-Лжедимитриев.

Для прекращения соблазна 3 июня 1606 г. мощи убиенного царевича были перенесены в Москву, в Кремлевский Успенский собор. С тех пор не прекращается ряд чудесных исцелений, помощи в болезнях и несчастьях, особенно детям, посылаемых Господом по молитве к святому Димитрию. Г Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия, исполненный в технике финифти, окруженный рубинами, с надписью За дела милосердия.

Среди первых награжденных были город Углич, храм царевича Димитрия при Первой Градской больнице г. Москвы, а также ряд деятелей, достойно послуживших попечению о больных и несчастных детях. В их числе: председатель правления Волгоградского отделения РДФ, создатель медицинского центра "Нежность" для детей-инвалидов Р.К. Скрынникова; православная благотворительница из Швейцарии Тамара Симон, пожертвовавшая 100 тысяч долларов на благотворительную помощь детям-инвалидам; Л.С. Горелышева — за 42 года беспрерывной работы прачкой в детском доме города Суздаля; семейный детский дом М.В. и Т.В. Сорокиных (Ростовская обл.) за воспитание 38 приемных детей.

Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Медаль Святителя Иннокентия, "апостола Сибири и Америки", учреждена в Русской Церкви в один день с одноименным орденом, в 1999 г. В центре медали, на голубом эмалевом фоне, — золотой образ великого благовестника. На обороте надпись: "За миссионерские труды".

Огромные просторы России невольно вызывают мысль о необъятном поле для подвигов апостольского православного благовестия. И русские миссионеры с первых веков после Крещения Руси неустанно шли с евангельской проповедью к окрестным языческим народам. Шли не для того, чтобы покорять, подчинять племена и народности своей власти, своим обычаям — шли, чтобы дать просвещение, нравственные устои и хозяйственные навыки, чтобы включить в пространство мировой христианской цивилизации.

Следуя благодатным заветам равноапостольных Кирилла и Мефодия, для каждого из бесписьменных народов великой России, православные миссионеры, в первую очередь, создавали азбуку, разрабатывали литературный язык, переводили Священное Писание и богослужебные книги. Так действовал современник Преподобного Сергия святитель Стефан Пермский в XIV в., так же действовал и Святитель Иннокентий в XIX в. Их труды и заветы продолжают современные православные миссионеры. При Священном Синоде создан особый Миссионерский отдел, в Белгороде — Духовная семинария с миссионерским уклоном.

Медаль преподобного Сергия Радонежского

Медали Преподобного Сергия двух степеней — золотая и серебряная — были учреждены священноначалием Русской Православной Церковью вместе с одноименным орденом в 1978 г.

Золотые и серебряные медали появились в русской наградной традиции раньше орденов. Есть сведения, что "золотыми" (имеется в виду "медалями", ведь медаль и происходит от слова "металл ) были награждены впервые участники одного из русских походов XV века.

В обители, основанной столетием раньше "Игуменом Земли Русской", разумеется, не было первоначально ни золота, ни серебра. Даже богослужебные сосуды были деревянные, даже книги — берестяные. Единственным "золотом" в обители были люди — иноки Сергиевой школы. Каждый имел свое трудовое послушание: сам Преподобный Сергий (в Житии сказано, что он обладал ростом и силой двух мужчин) пилил доски, рубил избы, носил воду для братии. И каждый, следуя заветам игумена, постоянно трудился: корчевали лес, строили, пахали, писали книги и иконы, воздвигали храмы. Главное дело инока — молитва. Но труд внешний, физический никогда не мешает внутреннему, духовному — как говорят монахи, "умному деланию".

Не стоит думать, что великие подвиги — духовные и телесные — удел древних подвижников. Среди наших современников, тихо и незаметно, вершатся иногда, может быть, не меньшие подвиги. И никто из них не ожидает при этом ни похвалы, ни ордена. Скромная медаль, осененная именем и образом Преподобного Сергия, с девизом на оборотной стороне "Смирением возвышаемый", — лучшая, пожалуй, награда для этих бескорыстных тружеников.

Медаль святого благоверного князя Даниила Московского

Золотая медаль святого князя Даниила, с надписью "За труды во славу Святой Церкви" на обороте, была учреждена в Русской Церкви вместе с одноименным орденом в год 1000-летия Крещения Руси, в 1988 г.

Труд и добродетель святого Даниила, основателя династии московских Даниловичей, состоял, прежде всего, в бережливости, верности заветам отцов, медленном, но верном укреплении Московского Державного Центра. Историк В.О. Ключевский так писал о его потомках: "Московские Даниловичи являются во многих отношениях образцами умеренности и аккуратности. Не блистая особыми доблестями, эти князья совмещали в себе много менее дорогих, но более доходных качеств.

Прежде всего, эти князья дружно живут друг с другом. Они крепко держатся завета отцов: "жити за один". Они — очень почтительные сыновья: свято почитают память и завет своих родителей. Поэтому среди них рано складывается фамильный обычай, отцовское и дедовское предание. Отсюда твердость поступи у московских князей, ровность движения, последовательность действий; работа у них идет ровной и непрерывной нитью, как шла пряжа в руках их жен, повинуясь движению веретена. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое — вот на что были обращены их правительственные помыслы. Эти свойства и помогли их политическим успехам".

Указанная характеристика как нельзя лучше отражает идеал русского исторического строительства, хозяйственного освоения земли. Эти качества и таланты как никакие другие нужны нам сегодня. Носителей этих талантов и отмечает Церковь медалью, носящей имя святого князя Даниила.

Новые ордена и медали

3 апреля 2001 г. учреждены новые награды Русской Православной Церкви:

1. Орден святителя Макария, митрополита Московского.
2. Орден преподобного Андрея Рублева 1, 2 и 3 степени.
3. Медаль святителя Макария, митрополита Московского.
4. Медаль преподобного Андрея Рублева 1 и 2 степени.

25 марта 2004 г. учреждены новые награды Русской Православной Церкви:

1. Орден святителя Алексия, митрополита Московского 1, 2 и 3 степени.
2. Орден преподобного Серафима Саровского 1, 2 и 3 степени.
3. Орден Славы и Чести.
4. Медаль преподобного Серафима Саровского 1 и 2 степени.

В начало раздела "Ордена,медали">>>