Логотип



Древний амулет загадывает загадки

Как уже сообщали "Известия", на стройплощадку совместной резиденции правительства Московской области и подмосковной думы в районе Мякининской поймы были приглашены специалисты из Института археологии РАН. И в результате было сделало сенсационное открытие - найден медальон диаметром в четыре сантиметра предположительно из серебра, на одной стороне которого изображена сцена крещения Спасителя Иоанном Крестителем, а с другой стороны - змееногая женщина.

змеевик (сцена крещения Спасителя Иоанном Крестителем) - Подобные медальоны называются змеевиками, - рассказывает директор Института археологии РАН член-корреспондент РАН Николай Макаров. - Они очень редки: до настоящего времени известно не более десятка змеевиков с изображением сцены Крещения. При этом большинство найдено в позапрошлом веке, без соблюдения научной процедуры, и их точную датировку установить невозможно. Мы же благодаря правильному поведению заказчика строительства "ДонСтрой" оказались на стройплощадке до проведения основных работ и нашли змеевик в культурном слое XII-XIII веков. То есть мы совершенно точно можем сказать: этот медальон носил человек, который жил в домонгольской Руси. Очень важно, что это первый змеевик, найденный в сельском поселении, - значит, к XII веку сельские жители были христианами не в меньшей степени, чем жители городов, где найдены все предыдущие змеевики.

ЗмеевикАрхеологи считают, что змеевики - отнюдь не русское изобретение. Они пришли на Русь из Византии и, таким образом, представляют собой византийское суеверие, пересаженное на русскую почву. Есть мнение, что медальон представляет собой магический амулет: змееногая дева - это демон, от которого носящий медальон, собственно, и хотел защититься с помощью крестной силы христианского образа.

- Честно говоря, в самом Константинополе, равно как и на юге Византийской империи, очень редко находят сокровища. Оно и понятно, ведь там прошло множество завоевателей, и скорее всего византийские украшения были переплавлены. Остались только памятники архитектуры, - продолжает Николай Макаров. - Поэтому змеевики находят на севере и западе империи - на Балканах, в Сербии, Болгарии, южной Руси. Однако мы твердо уверены в их византийском происхождении.

Змеевики на Руси использовали вплоть до XVIII века, хотя их расцвет приходится на XII-XIII века, то есть на период подъема Владимиро-Суздальского княжества и непосредственный канун монгольского нашествия. Совмещение христианских и языческих символов ученые всегда относят к разряду знаков, свидетельствующих о присутствии двоеверия, то есть сочетания языческого и христианского верований. Однако, раз уж змеевики пришли из Византии, не свидетельствует ли это о том, что и там в XII веке было двоеверие?

- Так говорить нельзя, - отвечает руководитель раскопок Ася Энговатова. - Мы, археологи, имеем дело с памятниками материальной культуры. Мы знаем, как люди жили, что они ели, в чем готовили пищу и как себя украшали. О том, какие верования отражали те или иные предметы, мы не знаем и можем только догадываться. Несомненно, что змееногие изображения на змеевиках никак не могут быть христианскими образами - ведь символы христианства известны очень хорошо, и там нет ничего подобного.

ЗмеевикВпрочем, возможен и совсем другой взгляд на змеевики, связывающий их отнюдь не с византийской культурой. Дело в том, что наткнуться на змееногую женщину можно очень часто и в самых неожиданных местах. Подробное исследование ее родственников, предпринятое Александром Мехниным, было опубликовано в мартовском номере журнала "Химия и жизнь" за 2001 год. Изображение женщины с двумя или большим числом змей вместо ног археологи часто встречают на вещах из скифских курганов. Это не случайно, ведь согласно греческой мифологии скифы происходят от союза змеедевы Ехидны с героем Гераклом. Кстати, от союза с титаном Тифоном эта же змеедева родила всевозможных чудовищ вроде Сфинкса, Сциллы или многоглавого пса Цербера. Другой змееногий персонаж - непременный участник русских сказок Баба-Яга, которая, как известно, имела одну ногу, да и то костяную. Недалеко от Бабы-Яги уплыли и русалки: у них змеиные хвосты превратились в рыбьи. Кстати, изображение подобного существа - женщины со змеиным хвостом вместо ног - люди выбили на скале Бесов Нос, что на берегу Онежского озера, более пяти тысяч лет назад. Аналогичные наскальные изображения встречаются на Кольском и Скандинавском полуостровах. Возвращаясь к праматери скифов, стоит упомянуть, что ее образ очень глубоко вошел в русскую культуру и мы его постоянно используем чуть ли не в повседневной жизни: стилизованное изображение змееногой женщины, схожей с той, что представлена на найденном змеевике, есть почти на любой русской вышивке. Возможно, обильное присутствие змееногих женщин в нашей культуре связано с тем, что на самом деле Баба-Яга была вовсе не ужаснойзлодейкой, а строгой матерью рода, которая подвергала юношей суровым испытаниям. Их цель - обеспечить дочерям рода достойных мужей. А единственная костяная нога - это змеиный хвост, сохранившийся у нее от праматери скифских легенд.

Поскольку скифы - степной народ, который кочевал на просторах от Монголии до Балкан, получается, что змеевики вполне могут быть порождены именно их культурой и распространение таких амулетов отражает влияние степи, а не Византии. При этом змееногое существо представляет собой не злобного демона, а великую праматерь, строгую, добрую и справедливую, которую положено любить и добиваться от нее покровительства. Что же касается ее сочетания на одном медальоне со сценой Крещения, то оно заставляет глубоко задуматься о непростых путях распространения христианства.

В начало раздела "Почетные знаки">>>