Логотип



Венец и Фалера

Ни один достаточно совершенный государственный аппарат не может обойтись без наградных знаков отличия. Они так же, как и герб, флаг или гимн страны, представляют собой его неотъемлемые атрибуты.

Уже в Римской Империи существовала стройная наградная система. Высшими знаками отличия у римлян были венцы (короны). Самым почетным из них была "корона триумфалис". Вначале этот венец был лавровым, но впоследствии листья стали изготовлять из золота, поэтому у венца возникло другое название: "корона ауреа" - золотой венец.

Триумфа удостаивался полководец, который обладал высшей военной властью. Кроме того, в одном из данных им сражений должно было быть убито не менее 5000 врагов. До триумфа полководец не имел права вступать в Рим, и Сенат собирался, чтобы выслушать его отчет в храме богини войны Беллоны за пределами Рима. Выслушав отчет, сенаторы по решению Народного собрания назначали день триумфа. В этот день полководец во главе победоносного войска, в сопровождении шумной толпы, через специально воздвигнутые триумфальные ворота вступал в город и направлялся на Капитолийский холм.

Триумфатор ехал на круглой золоченой колеснице, запряженной четверкой белых коней. Рядом шли его родственники и друзья в белых праздничных одеждах. Сам триумфатор носил пурпурную тунику, вышитую пальмовыми ветвями, и тогу. Позади полководца помещался раб, он держал над его головой золотой венец и громко напоминал ему, чтобы он не зазнавался в своем счастье, что, несмотря на свои победы, он только простой смертный. Перед колесницей несли военную добычу и вели пленных. За колесницей шли почетные стражи, музыканты и певцы, исполнявшие триумфальные песни. Следом двигалось остальное войско, распевавшее иногда похвальные, а иногда шуточные песенки про своего полководца.

Шествие направлялось к Капитолию, где ожидали сенаторы в торжественных одеяниях. В храме Юпитера триумфатор приносил жертвы, снимал золотую корону и жертвовал храму часть военной добычи. Затем он отпускал солдат, раздав им подарки. Празднество заканчивалось торжественным пиром.

Триумфальному венцу уступал по значению венец "корона обсидионалис", первоначально сплетенный из цветов и травы; он давался тому, кто снял осаду с города или крепости.

"Корона цивика" из дубовых листьев вручалась тому, кто спас в бою товарища.

"Корона муралис" в виде крепостной башни давалась первому вступившему на стену вражеского города.

"Корона валларис" предназначалась тем, кто захватил вражеский лагерь.

"Корона навалис рострата" вручалась за морские подвиги; зубцы этого венца изображали носы кораблей - ростры.

Помимо этих военных наград существовали и венцы гражданских заслуг: миртовый и оливковый.

Для поощрения отличившихся воинов существовали и другие награды: похвала перед Народным собранием, повышение в чине, увеличение жалования и пайка, увеличение доли военной добычи, награждение деньгами или землей при выходе в отставку, освобождение от лагерных работ и, наконец, знаки отличия - фалеры, раздававшиеся в торжественной обстановке в присутствии всего войска.

Слово "фалера" (от греч. фалара, лат. phalera) первоначально означало в Древней Греции блестящее металлическое украшение. Фалерами называли "шишечки", украшавшие или укреплявшие шлем война, которые затем стали применять как украшение конской сбруи и в виде застежки на доспехах воинов. Изображение фалер встречаются на многих греческих вазах, где нарисованы верховые или запряженные лошади.

В Древнем Риме уже в IV в. до н. э. фалеры используются вместе с золотым кольцом (обручем) - torques как основные знаки отличия сенаторской знати, и с этого же времени они становятся военными наградами. Ими награждали за доблесть всадников, победивших врага и захвативших добычу. За такой же подвиг пехотинцев удостаивали фиалой - маленьким щитком, который позднее уступил место фалере.

Фалеры, как правило, были кругообразной или овальной формы, размером от 4 до 7 см. в диаметре и изготовлялись из различных материалов: серебра, бронзы, часто с позолотой, драгоценных или полудрагоценных камней, стекла со всевозможными изображениями. Особенно часто встречаются изображения головы Медузы Горгоны, Минервы, Марса, Юпитера, а также головы сфинкса или льва. В связи с установлением императорской власти в Древнем Риме в I в. до н. э. появляются "портретные фалеры" с изображением, в большинстве своем, римских императоров.

Древнеримские фалеры известны как в натуре, так и по рельефным изображениям на надгробных памятниках храбрым воинам. Так, на груди знаменосца XIV легиона Кая Люция, чье надгробие хранится в музее города Майнца, видны девять фалер вместе с двумя кольцами (torques).

В таком же порядке фалеры и кольца расположены на надгробной стеле римского легионера Кая Корнелия (Висбаденский музей). Изображение фалеры находим мы на надгробных стелах центурионов Марка Целиониса (музей в Бонне) и Кая Сертория (Веронский музей), на груди которых видны соответственно пять и девять наград. Встречаются также отдельные экземпляры фалер из погребений римских воинов (в музеях Страсбурга, Крефельда, Триеста, Берлина, Вены, Лондона, Парижа и других городов). Так, в 1858 г. близ города Крефельда в Германии были найдены в круглой металлической коробке девять серебряных фалер, которые вошли в собрание Музея древностей в Берлине и известны как знаменитые серебряные фалеры из Лауэрисфорта в Ренинии. Обладатель этих фалер Марк Флавий Фест (это имя было выгравирано на коробке, в которой хранились награды, и на оборотной стороне одной из фалер), носил их на груди, для чего их полость заполнялась смолой и закрывалась (с обратной стороны) медной пластинкой, через которую пропускалась металлическая проволока, образующая петельки в местах, где перекрещивались под прямым углом или по диагонали ремни на груди или на плечах. Другим способом крепились фалеры, найденные в Истрии, недалеко от югославского города Пула. Их края снабжены небольшими колечками для подвешивания; с аналогичным креплением известны фалеры из музея Ватикана. Большой интерес вызывают фалеры, хранящиеся в собрании инталий и камней Государственного Эрмитажа. Среди них есть портретные фалеры, выполненные из стекла, и фалеры, имеющие с обратной стороны специальные кольца для их ношения на доспехах воина.

Римская наградная система просуществовала несколько столетий и рухнула с крушением империи: фалеры и венцы не нужны были варварам. Уже в наше время фалеры, являющиеся своеобразными предшественниками современных знаков отличия, дали название научной дисциплине, изучающей наградные знаки, фалеристике.

Для обзора использованы следующие издания; Бурков В. Г. Фалеристика: Учебное пособие. Л., 1985; Всеволодов И. В. Беседы о фалеристике. М.: Наука, 1990; Суздальский Ю. П. и др. На семи холмах: Очерки культуры Древнего Рима. 2-е изд. М.: Просвещение, 1965.

газета "Миниатюра"
"Знаки чести", вып. №1, 1992


В начало раздела "Почетные знаки">>>