Логотип

 

Почта Ингерманландии

На территории Ингерманландии регулярная общедоступная государственная почта возникла еще в XVII веке. После вхождения Ингерманландии в состав Российской империи в 1724 году здесь стали действовать законы российской почты. В годы Гражданской войны на территории Приневья была предпринята попытка создания собственной почтовой марки.

 

Почтовая марка Ингрии с изображением кирхи в Токсово. 1919. Поселок Кирьясало

На территории Ингерманландии, входившей в состав земель Великого Новгорода под именем Водьской пятины, до завоевания ее войсками московского царя Ивана Грозного действовала практика передачи нерегулярных сообщений на дальние расстояния с попутным человеком с помощью берестяных грамот. Богатые новгородские бояре и купцы посылали с сообщениями своих слуг в отдаленные вотчины.

С приходом московских войск начала действовать конная «ямская гоньба», заимствованная от татар. Услуги «гоньбы» предназначались только для царя и его приближенных, с небольшими изменениями эта средневековая «фельдъегерская служба» существует в России до сих пор.

Регулярная общедоступная государственная почта возникла в ингерманландии намного раньше российской, после ее вхождения в состав Шведского королевства. Первое письменное упоминание о почтовой связи в Ингрии относится к 1630 году. Благодаря грамотной королевской политике, новые земли органично вошли в состав Шведского королевства. Регулярная королевская почта Швеции действовала с 1636 года, а уже с 1638 года началось регулярное почтовое сообщение на территории Финляндии и Ингерманландии. Идея организации почты принадлежала королю Густаву II Адольфу и королевскому советнику Акселю Оксенштерну, соединившему все части королевства под властью центральной администрации.

2 июля 1638 года Бернхард Штерн фон Штернхаузен, королевский судебный пристав и почтмейстер Финляндии, доложил правительству в Стокгольм о создании почтовой сети Балтийских провинций. К концу лета был освоен маршрут Стокгольм — Або (Турку) — Хельсингфорс (Хельсинки) — Порво — Выборг — Ниен (ныне Петербург) — Ям (Кингисепп) — Нарва — Рига и далее в Европу. Почта доставлялась во все концы королевства конными и пешими легко вооруженными почтальонами, а из Таллинна, Або и Данцига по морю одномачтовыми почтовыми пакетботами. На территории Ингерманландии действовало два почтовых маршрута: один по берегу Финского залива, по Королевской дороге, охраняемой морской вооруженной стражей через Териоки (Зеленогорск) — Лахту — Ниен — Красный кабачок — Стрельну — Тюре (Ломоносов) — Юхимяки (Красная Горка) — Каприо (Копорье) — Сойкола (Сойкино) — Купкула — Хакая — Каивере — Нарва. Второй, более длинный маршрут шел по старинному торговому пути от Валкесари (Белоостров) — Ниен — село Спасское — Ропша — Кипень — Бегуницы — Чирковицы — Ям — Ивангород — Нарва (ныне это трасса Таллиннского шоссе). На территории Ингерманландии обслуживание почты было возложено королевскими чиновниками на местных жителей, которые работали почтальонами, следили за состоянием дорог, мостов и почтовых станций, располагавшихся на расстоянии 5 шведских лиг (50 км). Почтовые конторы, где собиралась и сортировалась корреспонденция, находились в городах королевства. Первый почтовый тариф был утвержден 6 сентября 1638 года.

После вхождения Ингерманландии в состав Российской империи в 1724 году на ее территории стали действовать законы и тарифы российской почты.

Изменения произошли в конце Первой мировой войны. На обломках бывшей империи рождались новые независимые государства: Финляндия, Польша, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан.

Почтовая карточка Ингрии. 1999. 150 лет опубликования Калевалы

Каждая страна, добивавшаяся независимости от бывшей империи, стремилась, кроме национальной валюты, выпустить и свои почтовые марки. Это не только стабилизирует экономику, но и преследует политическую цель — объявить миру о существовании нового политического субъекта. Идея выпуска почтовых марок Ингрии на территории бывшей Петроградской губернии горячо обсуждалась еще в 1919 году капитаном Ингерманландского полка Е.И. Хаапакоски, автором флага Ингерманландии. Во время наступления Ингерманландского полка со стороны Эстонии были освобождены от большевиков территории Ямбургского (Кингисеппского) и Ораниенбаумского уездов, населенных в основном финно-угорским населением, нарушилась работа остатков русской почты на этой обширной территории.

Временному ингерманландскому комитету (правительству) на этой территории, содержащей органы финского самоуправления, наряду с хозяйственными, судебными и административными проблемами приходилось решать и проблемы местной почты. Но из-за тяжелых оборонительных боев и бесконечных споров с командованием русской Северо-западной армии выпуск почтовых марок был приостановлен.

Выпуск почтовых марок Ингерманландии был осуществлен в 1920 году, в поселке Кирьясало, на границе с Финляндией, на Карельском перешейке. Идея сюжетов марок принадлежит бывшему полковнику царской армии Юрию Эльфенгрену, командиру Ингерманландского полка. За годы существования Ингерманландской республики было выпущено всего 14 марок — одна стандартная серия с гербом Ингрии (напоминающая стандартный выпуск марок Финляндии 1918 года) номиналом от 5 пенни до 10 марок и памятная серия номиналом от 10 пенни до 10 марок.

На стандартной одноцветной серии изображен герб Ингрии 1600 года с надписью по-фински: «Северная Ингрия». Автором обеих серий был Франц Камара. Почтовые марки печатались в типографии поселка Кирьясало мастером Линштедтом.

Памятную двухцветную серию марок Ингрии открывает марка номиналом 10 пенни с изображением герба Ингрии, на марке номиналом 30 пенни изображен кузнец, на марке в 50 пенни — пахарь, на 80 пенни — пастух. Марку номиналом 1 финская марка украшают жнецы в поле, номиналом 5 марок — кирха в Токсово, номиналом 10 марок — пейзаж Лемболова с эпизодом из финно-угорского эпоса «Калевала».

Тиражи марок были невелики, отправления шли в основном в Финляндию; в современной России, а тем более в Петербурге они не встречаются. Известно всего несколько почтовых отправлений, погашенных почтовым штемпелем Кирьясало.

Почтовый блок. Финляндия. 1985. Почтовая карта Швеции 1638 г.с территорией Ингерманландии

После распада Советского Союза в 1992 году нарушилась работа бывшего Министерства связи СССР. Очень быстро изменялись почтовые тарифы, катастрофически не хватало почтовых марок соответствующих номиналов. В этих условиях многие бывшие регионы СССР наладили самостоятельный выпуск местных «провизорий», имевших хождение на всей территории бывшего СССР.

Для нужд Ингерманландского общества был сделан выпуск 100 листов марок с надпечаткой черным цветом «ИЖОРА INKERI INGERMANLAND». За основу была взята марка XIII стандартного выпуска СССР, номиналом 1 копейка, с изображением почтальона. Надпечатки выпустили двух номиналов: 10 рублей для региона бывшего СССР и 100 рублей для заграничной корреспонденции.

В дальнейшие годы были отпечатаны почтовые безмарочные конверты и почтовые карточки, связанные с ингерманландской тематикой.

В начало раздела "Марки">>>