Логотип

 

Коллекция открыток Петергофа

Петергоф известен всему миру своими прекрасными фонтанами и каскадами, дворцами и скульптурами. Созданный по желанию Петра, он, наряду с Петербургом, стал символом новой России.

 

Петергоф. Терраса Монплезира. 1903.Бумага, раскрашенная фототипия с гравюры К. Вейермана по рисунку К. Брожа.9,0 х14,0. Изд. Общины св. Евгении, из серии «Петергоф»

Праздничное убранство Петергофа было практически полностью уничтожено в середине XX века, во время Второй мировой войны. Трудами многих энтузиастов Петергоф восстал из пепла, реставрационные работы не прекращаются и теперь; постепенно восстанавливают дворцово-парковые ансамбли, пополняют фонды музея.

Фонды пополняются как за счет закупок, так и благодаря пожертвованиям от организаций и частных лиц. Музею-заповеднику «Петергоф» посчастливилось стать обладателем уже нескольких частных коллекций, что послужило толчком к организации Музея коллекционеров, который открылся в 2002 году.

В фондах музея хранится более 100 тысяч открыток. Это связано с наследованием коллекции известного петербургского филокартиста Николая Павловича Шмитта-Фогелевича (1925–2004). После кончины собирателя, согласно его последней воле, родственники передали в музеи Петергофа не только коллекцию, но и архив, и краеведческую библиотеку. Коллекция эта не однородна по своему составу, она включает не только открытки как таковые, но и много изобразительного материала, отражающего историю северо-западного региона России. Немалое место в коллекции занимает «петергофская» тема. Обо всем этом расскажет выставка, которую музей посвятит 80-летнему юбилею со дня рождения Николая Павловича. История его коллекции — это тема для отдельного, и, несомненно, очень интересного разговора. А сейчас — небольшой экскурс в историю, в те времена, когда в музее только начали собирать открытки.

Новый Петергоф. Уланская улица.Процессия в честь 200-летия Петергофа. 1905.Бумага, фототипия. 8,9 х13,9. Н. Петергоф, изд. магазина Лукина

Коллекция открыток в фондах музея начала формироваться относительно недавно, с 1994 года. В основу были положены художественные открытки, связанные с историей создания дворцово-паркового ансамбля. Но исследовательская работа зачастую уводит в сторону от основного стержня. Постепенно определились другие важные направления комплектования фонда. Сегодня в коллекции широко представлена иконография Дома Романовых, иллюстративные и событийные открытки, отображающие различные эпизоды официальной жизни императорской семьи.

Можно выделить открытки, изображающие монументальную скульптуру (утраченные памятники российским императорам) и репродукционные открытки с изображением членов императорской фамилии.

Тематика открыток весьма разнообразна. Они посвящены театральным представлениям и праздничным фейерверкам, коллекциям императорских велосипедов и игральных карт. Основной же раздел составляют открытки с видами населенных пунктов и дворцово-парковых ансамблей, расположенных вдоль всей Петергофской перспективы, от Екатерингофа до Ораниенбаума, включая Кронштадт.

Новый Петергоф. Императорский театр. 1905–1909. Бумага, фототипия. 8,9 х13,7. Н. Петергоф, изд. аптекарского магазина К. Эстер. Празднично украшенное здание сгоревшего впоследствии большого деревянного театра на Театральной площади в Петергофе

В преддверии празднования 300-летия Петергофа, хочется упомянуть имя коллекционера Руслана Арсеньевича Ляха (1926–2003), коллекцию открыток которого музей приобрел у наследников в 2003 году, после кончины собирателя. Руслан Арсеньевич прожил долгую, трудную и интересную жизнь. Родился он в Москве, в семье юриста и филолога. В 1932 году, в связи с переводом отца, семья переехала в Орел, а в 1937 году отец был репрессирован и расстрелян. К началу Великой Отечественной войны Руслан закончил 8-й класс. Вскоре Орел оккупировали немецко-фашистские захватчики, молодежь, достигшую 16 лет, угоняли в Германию. Руслан стал батраком у помещика под Данцигом. Через год бежал, но был пойман и заключен в концлагерь Штутгоф. После освобождения долго лечился и только в июле 1952 года вернулся в Орел. Экстерном сдал экзамены за 9 и 10 класс, получил золотую медаль и отправился в Ленинград, где поступил на астрономическое отделение математико-механического факультета ЛГУ. После успешного окончания университета с трудом устроился на работу в школу рабочей молодежи, и только после реабилитации отца в 1955 году смог поступить в аспирантуру института Теоретической астрономии АН СССР. По окончании аспирантуры был приглашен в ЛГУ, на кафедру небесной механики, с которой связана многолетняя педагогическая и научная деятельность Р.А. Ляха.

Руслан Арсеньевич был человеком энциклопедических знаний и разносторонних увлечений. Его интересовали и филателия, и нумизматика, и филокартия. А увлечение историей Петергофа, города, с которым он связал свою жизнь, четко определило тему — и свидетельство тому его коллекция открыток, которая насчитывает свыше 1000 единиц.

Петергоф. Дворец «Коттедж». 1930–1940. Бумага, фотооткрытка. 9,0 х14,0. Изд. Петергофской артели инвалидов. Дворец «Коттедж» в парке Александрия. Дача и излюбленное место летнего отдыха семьи Николая I. Построен по проекту А.А. Менеласа в 1826–1828

Часть коллекции поступила в музей еще в 2001 году и стала основой раздела «Петергофская дорога», но с основной, так называемой «петергофской» частью, Руслан Арсеньевич не расставался до последних дней.

Перед нами открытые письма из его коллекции с видами города Петергофа, изданными в конце XIX–начале XX века. Мы лишь вскользь коснемся открыток с видами ансамблей Нижнего парка и Верхнего сада ввиду их большой популярности.

Панорамные изображения города в собрании Руслана Артемьевича встречаются редко, а потому представляют особый интерес. Важное место занимает план-схема, выполненный на двух, соединенных по горизонтали в единый блок, открытках (выпущенный Общиной Евгении).

Из подборки, включающей изображения дворцово-парковых ансамблей, необходимо особо выделить серию из 20 открыток «Петергоф» (гравюры К. Вейермана по рисункам К. Брожа), изданную в 1903 году Общиной св. Евгении. Серия содержит как черно-белые, так и в цветные изображения. В составе собрания — открытки с видами центральных улиц и площадей, приусадебных ансамблей, главного собора и других храмов, государственных учреждений, учебных заведений, вокзалов, портовых построек, театров, фабричных комплексов, гостиниц. Внимание привлекают открытки с изображением какого-то конкретного дома или магазина, игравшие роль своеобразной рекламы.

Петергоф. Нижняя дача. 1930–1940. Бумага, фотооткрытка. 9,0 х13,0. Изд. Петергофской артели инвалидов. Новый дворец. Построен по проекту А.О. Томишко в 1895–1896. Последний по времени возникновения архитектурный ансамбль Александрии. Место появления на свет цесаревича Алексея

Невозможно обойти вниманием разнообразные серии открыток-сувениров. Их выпускали очень многие — от известных издателей, имевших хорошую полиграфическую базу, до владельцев маленьких магазинов. Среди издателей «петергофских» открыток фигурируют такие крупные фирмы, как московская полиграфическая фирма «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко.», «Контрагентство А.С. Суворина и Ко.», петербургское издательство «Ришар», шведское акционерное общество Гранберга в Стокгольме. Наибольшей активностью отличалось петербургское издательство попечительского комитета призрения сестер милосердия Красного Креста «В пользу общины св. Евгении».

Большую часть видовых открыток по Петергофу выпустили местные издатели, владельцы аптекарских, книжных, писчебумажных магазинов — К. Эстер, Лукин, Руже. В 30-е годы XX столетия Петергофской артелью инвалидов была выпущена серия видовых фотооткрыток. Изданные материалы проникнуты большой любовью к родным местам. К недостаткам следует отнести низкое качество полиграфии.

Благодаря своей документальной точности и сюжетному разнообразию, видовые открытки предреволюционных и предвоенных лет в конце ХХ века стали ценным источником сведений по истории и архитектуре. Известны факты, когда с помощью открыток восстанавливались целые города (собрание Н.С. Тагрина послужило основным вспомогательным материалом при восстановлении разрушенной в годы войны Варшавы), и Петергоф — не исключение. В музее-заповеднике полным ходом идут работы по воссозданию утраченных памятников. И хочется верить, что свой посильный вклад в возрождение культуры нашей Родины вносит и маленькая почтовая карточка… 

В начало раздела "Марки">>>