Логотип

 

СТРАСТЬ К КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ

Впервые в дошедшей до нас литературе слово "коллекция" встречается в речи Марка Туллия Цицерона (66 до н. э.). По определению Владимира Даля, коллекция - это "собранные вместе однородные и чем-либо замечательные вещи, предметы". По современным представлениям, коллекция — это систематизированное собрание предметов материальной и духовной культуры или объектов природы, с необходимой полнотой раскрывающее намеченное содержание, имеющее научное, историческое, художественное, познавательное значение и оформленное для личного или общественного использования.

В одном из своих фундаментальных трудов академик Иван Петрович Павлов писал: "Из всех форм обнаружения рефлекса цели в человеческой деятельности самой чистой, типичной и потому особенно удобной для анализа и вместе самой распространенной является коллекционерская страсть - стремление собрать часть или единицы большого целого или огромного собрания, обык­новенно остающееся недостижимым"

Установить время "начала" коллекционирования невозможно. Не так давно на границе Польши и Чехословакии открыли пещерную стоянку первобытных людей, обитавших здесь 30 тысяч лет назад. В пещере найден набор белых камешков, не имевших, вероятно, никакого практического значения, но собранных из-за красоты и необычности. При раскопках древних стоянок в различных районах мира археологи находят "коллекции" небольших костей животных, затейливых раковин.

Позднее обнаруживаются находки, представляющие серьезный интерес для современной науки.

В середине прошлого века Астон-Генри Лэйярд в Куюнджике открыл остатки строе­ний Ниневии - столицы Ассирии, затем Георг Гротефенд и другие ученые расшифровали древнюю клинопись, а Джордж Смит - рабо­чий, гравер, талантливый самоучка, ставший всемирно известным ученым, - раскопал и прочел многие глиняные таблички. В руках ассирологов оказалась огромная библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669 -633 до н. э.). По его приказу во всех угол­ках обширного государства многочисленные писцы снимали копии с древних литературных памятников. Работали они с большим старанием и на многих табличках делали надпись, заверяющую идентичность копии и оригинала: "С древнего подлинника записано, а потом сверено". В библиотеке хранились десятки тысяч глиняных "книг" и документов, отражавших важнейшие события в жизни Вавилона и Ассирии и содержавших сведения по грамматике, сочинения по медицине, перечни животных, растений, минера­лов и т. д. Была продумана каталожная система; в каталогах указывалось даже количество строк в каждой таблице. Это собрание сохранило для нас научные достижения шумеров, вавилонян и ассирийцев.

Ашшурбанипал постоянно требовал, чтобы царские чиновники заботились о пополнении его собрания. Найдено несколько табличек с его распоряжениями: "Драгоценные таблички, которых нет в Ашшуре, найдите и доставьте их мне".

Другим не менее известным собранием древности была знаменитая библиотека Пто­лемеев — египетских царей эпохи эллинизма (305 — 30 до н. э.). В Александрии, столице царства Птолемеев, недалеко от царских дворцов и гробницы Александра Македон­ского находилась огромная библиотека Мусейлона - Храма муз, в котором хранилось свыше 500 тысяч рукописей (по другим ис­точникам около 700 тысяч). Она была основана Птолемеем II в первой половине III в. до н. э. Многочисленный штат занимался ее изучением и перепиской. Многие сокровища библиотеки приобретались путем беззастенчи­вого грабежа древних архивов.

При взятии Александрии Юлием Цезарем в 47 г. до н. э. часть библиотеки погибла в пламени пожара на корабле. Почти все уцелевшие тогда сокровища в конце IV в. н. э были уничтожены фанатичной толпой христиан при разрушении "языческого" храма бога Сераписа, где размещалось книгохранилище. Оставшееся в 642 г. было сожжено арабами по приказу халифа Омара.

В древности были известны крупные коллекции, собранные частными лица­ми: гербарий величайшего ученого древнего мира Аристотеля (384 - 322 до н. э.), большая коллекция рукописей и произведений искусства выдающегося римского оратора, философа и писателя Марка Туллия Цицерона (106 -43 до н. э.); в более поздние времена — огромная, хорошо систематизированная коллекция античных монет Козимо Медичи Старшего (1389 - 1464).

В XVII - XVIII вв. широкое распро­странение в Европе получили княжеские кунсткамеры. Иногда их называли камерами чудес: нередко в них чучела крокодилов и уродцев, страусовые яйца, китовый ус, руды, алмазы, изделия из хрусталя, слоновой кости, золота и серебра соседствовали с оружием, чертежами, гравюрами, картинами, книгами, научными инструментами, монетами, медалями, скульптурами и пр. Самыми знаменитыми были кунсткамеры Альбрехта V Баварского в замке Амбраз в Тироле, Максимилиана Баварского в Мюнхенской резиденции, Августа I Саксонского в Дрезденском дворце, императора Рудольфа II на Градчанах в Праге.

С победой буржуазных революций в Нидерландах, Англии, а затем и в ряде других стран к коллекционированию предметов старины и произведений искусства начинают активно приобщаться буржуа. Постепенно от бессистемного собирательства они переходят к целенаправленной специализации.

Так, парижский коллекционер Пьер-Жан Мариетт в 30 - 70-х годах XVII в. собрал свыше шести тысяч рисунков выдающихся европейских художников. Во многих музеях мира можно увидеть часы Наполеона Бонапарта. Почему во I многих? Да потому, что он их коллекционировал. Кроме того, Наполеон увлекался колекционированием оловянных солдатиков, с помощью которых на острове св. Елены любил восстанавливать картины сражений и демонстрироватъ ошибки своих генералов.

Увлечение коллекционированием выработало навыки систематизации и послужило первоосновой дальнейшей плодотворной научной деятельности Альфреда Брема и Чарльза Дарвина. В книге "Воспоминания о развитии моего ума и характера" Дарвин писал: "Когда я пошел в школу, у меня уже ясно был выработан вкус к естественной истории и собиранию коллекций. Старался выяснить названия растений и собирал всевозможные предметы: равины, штемпеля, монеты и минералы. Страсть к коллекционированию делает человека истинным естествоведом, ценителем произведений искусства"

Одним из первых крупных собраний в нашей стране были богатые библиотеки Ярослава Мудрого и Ивана Грозного и основанная Петром I Петербургская кунсткамера. По распоряжению Петра I в кунсткамеру свозились со всей России и из зарубежных стран всевозможные диковинки и редкости. Здесь были коллекции минералов, древних монет, медицинских препаратов, этнографические коллекции зоологический музей и т. д. В 1718 г. Петр I издал специальный указ: "... Ежели кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело и старо и необыкновенно — тако же бы приносили, за что будет довольная дача смотря по вещи, понеже не видев, положить нельзя цены".

От петровской кунсткамеры позднее отпочковались музеи и научные учреждения, действующие и поныне.

С собраний известных московских коллекционеров Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, пе­реданных в 1892 г. в дар городу Москве, берет свое начало знаменитая Третьяковская галерея.

Замечательный русский коллекционер второй половины прошлого века Александр Иванович Урусов, юрист, историк литературы, театровед, был обладателем обширной коллекции писем и рукописей выдающихся деятелей русской и французской культуры, большой библиотеки (около шести тысяч томов) редких книг, значительную часть которой составляли запрещенные царским правительством издания. Урусов считал, что коллекции — достояние не только владельца. Он щедро делился своими материалами с коллегами, передавал их крупным библиотекам и музеям. Сегодня эти книги, рукописи и другие материалы украшают фонды Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Пушкинского дома АН СССР, музея А. П. Чехова и других сокровищниц русской культуры.

Урусов выступал как страстный пропагандист коллекционирования. В статье "Интересны ли мы?", опубликованной в 1900 г. газетой "Курьер", он писал: "Не успеет пройти и ста лет, как мы с вами и все, что нас окружает, - все это сделается интересным, все будет достоянием музеев и коллекций... Сколько пропало драгоценнейшего материала! И все некогда! И все "не знаю куда девал...". Все нужно коллекционировать! Старые га­зеты следует переплетать; письма все хранить. . . Старые афиши театральные драгоценны уже через десять лет... Так же драгоценны те смиренные предметы, которые окружают в будничной жизни... Они документируют эпоху и склад жизни, уже отошедший в вечность. . . Они историч­ны...".

Страстным коллекционером был Горький. Кстати, он пристрастил к фи­лателии своего сына Максима. Сам же Алексей Максимович, хотя и был чле­ном Филинтерна (Филателистического Интернационала), марками занимался мало, зато тонко разбирался и увлеченно коллекционировал фарфор, старинное оружие, гравюры, редкие монеты, вазы, книги, картины, японские нэцкэ, старинные миниатюры. Он всегда старался узнать как можно больше о предметах, попадавших в его коллекции. Горький щедро раздаривал редчайшие вещи — художественной галерее и краеведческому музею своего родного города Нижнего Новгорода (ныне г. Горький), Эрмитажу, Русскому музею, Пушкинскому Дому.

Несмотря на зачастую предопре­деленную недостижимость собрат полную коллекцию люди пополняли и пополняют многомиллионное братство коллекционеров. Подсчитано, что существует свыше 700 направлений коллекционирования, среди них ест немало странных и порой бесполезных. Но нередко эти "бесполезные" коллекции оказываются не такими уж несерезными: например, по бережно сохраненным конфетным оберткам было восстановлено более восьмидесяти утраченных текстов и рисунков агитационных плакатов Маяковского, позднее вошедших в полное собрание его сочинений.

В начало раздела "Марки">>>